Этические и эстетические требования в профессии юриста

Этикет  в профессии юриста
Служебный этикет юриста - устойчивый порядок поведения юриста при выполнении служебных полномочий (напр., решении юридического дела), выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др. ).
Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения и др. ) и эстетической (красота, изящество поведения).
Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Он выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах. Строгое соблюдение правил служебного этикета - важное условие высокой этической и эстетической культуры поведения юриста.
Специфика юридической деятельности такова, что юристу ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.
Основные этико-эстетические правила взаимоотношений между юристом и иными участниками решения юридического дела:
Чувство такта - чувство эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела.
Чувство такта помогает определить должную меру в выражениях и поступках.
Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих.
Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - неотъемлемая часть духовной культуры юриста как служебного лица, тем более личности руководителя. В этом смысле руководитель должен быть образцом для своих подчиненных, так как грубость и несдержанность роняет не только его авторитет, но и порождает конфликтные ситуации в коллективе.
Чувство такта должно проявляться в различных формах делового общения юриста:
повседневное служебное общение (прием посетителей, посещение граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т. д. );
специфические формы служебного общения (руководитель и подчиненные, между коллегами);
экстремальные формы общения (во время обыска, задержания ит. п. );
невербальные и неспецифические формы общения (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т. п. ).
Эти и другие формы делового общения юриста требуют своих принципов, правил и норм, которые раскрывают и дополняют чувство такта. Корректность - сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т. п.
Вежливость - внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение.
Любезность - готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается. Точность - своевременность выполнения обещанного или порученного дела.
Высокая самоорганизованность - планирование деятельности и действия, направленные на выполнение плана и др.
Формула успеха юриста может быть представлена так:
G = (x + y + z) K,
где G - успех,
х - компетентность (профессионализм),
у - работоспособность,
z - умение быть сдержанным,
К - коэффициент такта (обаяния).
Главное, чтобы за строгим соблюдением этикета не было скрытого неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания, форму, строго канонизированный характер, он превратиться в официальную форму лицемерия.
Важное значение имеет эстетическая сторона этикета: а именно
Внешний вид юриста.
 Форменная одежда.
 Внешние атрибуты, символика
Есть такая пословица: "Встречают по одежке, а провожают по уму". Она прямо относится к эстетической культуре юриста, выражающейся в его внешнем виде. Внешний вид следователя, прокурора, судьи оказывает существенное влияние на отношения к ним граждан. Знаменитый адвокат А. Ф. Кони советовал: "Следует одеваться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкие цвета, необыкновенный фасон). Грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое воздействие на собравшихся начинается до речи, с момента появления перед публикой".
Нередко установить контакт с человеком следователю не удается именно вследствие первоначальной антипатии, вызванной его внешним видом: неопрятной одеждой или такой, которая не соответствует деловым отношениям; неприятными манерами.
При первой встрече происходит оценка юриста с точки зрения восприятия особенностей его поведения и внешнего облика. На основе данной оценки юристу может быть дана своеобразная характеристика, как положительная, так и отрицательная.
Юрист должен обладать чувством прекрасного. Он не может не считаться с тем, какое впечатление он производит на людей своей внешностью. В одежде он должен отдать предпочтение деловому стилю. В контакте с клиентами, коллегами важно все: выражение лица, подтянутость, постриженные ногти и волосы, одежда, ее состояние, умение свободно чувствовать себя в ней.
В условиях социально-неоднородного общества юристу приходится общаться с людьми, которые отличаются по своему материальному положению, однако на всех он должен производить приятное впечатление, быть воплощением закона и справедливости.
Невозможно разработать перечень рекомендаций, касающихся, к примеру, одежды, прически юриста. Каждый юрист сам создает свой имидж. Главное, чтобы он руководствовался чувством меры и осознанием того, что является представителем государства для всех тех, кто обратился к нему за юридической помощью.
Для отдельных категорий работников юридического труда (органов внутренних дел, прокуратуры, Конституционного Суда и др.) установлены стандарты внешнего вида при исполнении служебных полномочий -предписывается носить специальную форму.
Ношение форменной одежды сотрудниками правоохранительных органов подчеркивает государственно-властный характер их работы. Форменная одежда призвана способствовать повышению официальности в общении с людьми (особенно при проведении допросов несовершеннолетних, осмотрах мест происшествия, обысках и т. п. ).
Неотъемлемой частью внешних атрибутов государства, органов власти, юридических организаций, учреждений является символика.
Символ - концентрированное зримое выражение основной идеи (понятия), структурно схожее с ней. Одной из форм символа является эмблема. Частным видом эмблемы является герб, флаг и другие атрибуты, воплощающие, прежде всего идею национально-государственного единства и величия.
Для того, чтобы постичь заложенную в символе идею, требуется активная работа ума воспринимающего субъекта. Символ выступает и средством общения между людьми, объединяет общности людей, занятых в определенной сфере труда, отражает общность интересов их членов, подчеркивает важность их деятельности в жизни общества, помогает узнать их принадлежность к конкретной профессиональной группе и др.
Общим символом юридической профессии можно считать богиню правосудия. Эмблемы государственных органов - флаги, распознавательные знаки и другие символы устанавливаются официальным путем
Свои эмблемы имеют юридические высшие учебные заведения, в том числе в системе МВД. После окончания высшего учебного заведения выпускникам выдаются дипломы с нагрудными знаками, изготовленными из металла, на которых изображена эмблема того учебного заведения, который они окончили. Свою символику имеют объединения юристов - Союз юристов Украины и др.
Все эмблемы, нагрудные знаки, флаги эстетически оформлены и иллюстрируют эстетическую культуру их составителей. Каждое из учреждений или органов государства, зарегистрировав символику на свое имя, приобретает исключительное право на ее изготовление и использование.

2.  Требования к дизайну и эргономике в юридических учреждениях
К объективным факторам, влияющим на результаты юридической деятельности, относится внешний вид здания, приемной, кабинета. От них зависит эффективность труда юриста. Вопросы оптимизации условии труда изучает сравнительно новая научная дисциплина - эргономика. Эргономика использует данные технических наук, психологии, физиологии, гигиены, а также анатомии, антропологии и биофизики, Эта наука изучает функциональные возможности человека в процессе трудовой деятельности и имеет целью создание для него оптимальных условий труда, которые, делая труд высокопроизводительным, обеспечивают работнику необходимые удобства и сохраняют его силы, здоровье и работоспособность.
Условия труда, в которых протекают деятельность юристов во многом предопределяют их работоспособность и психологический комфорт. Эти же факторы оказывают мощное воздействие и на психологическое состояние тех: людей, которые обращаются к юристу за оказанием правовой помощи.
В современных условиях возрастает и усложняется роль дизайнера (художника-конструктора), работающего в области юридической практики. В дизайнерской деятельности, направленной на создание оптимально-гармонической среды, происходит интеграция природных и технических форм. Основная задача дизайнерской деятельности в юридической практике состоит в том, чтобы среда, окружающая юриста и клиента, обеспечивала максимальное развитие способностей юриста, служила внутренним фактором предупреждения противоправного поведения и успешного исправления правонарушителей.
При строительстве и оформлении юридических учреждений, строений для судов, прокуратуры, исправительно-трудовых учреждений и др. должно учитываться их назначение в соответствии с эмоциональным отношением к ним и способствовать снятию напряжения.

Значительная часть работы юриста протекает в его рабочем помещении - кабинете. Здесь необходимо учитывать целый ряд факторов, создающих в целом обстановку деловой активности, с одной стороны, и приятного комфорта, с другой.
Рассмотрим основные требования, которые предъявляются к кабинету:
1. достаточные размеры помещения;
2. необходимое количество воздуха;
3. достаточное количество света и правильное сочетание его с окраской помещения;
4. нормальное регулирование температуры и микроклимата.
5. спокойная бесшумная обстановка и др.
Наиболее рациональной признается прямоугольная форма кабинетов с соотношением сторон 1:1, 5 (не более чем 1:2). Высота служебных помещений должна быть не менее 3, 25 м, а минимальная ширина - 2, 5м.

Основной задачей рациональной организации рабочего места является максимально полная разгрузка работающего от излишних физических усилий и чрезмерных перемещений. Правильная планировка рабочего места достигается путем определения наиболее и наименее удобных зон для выполнения трудовых операций. Нормальная рабочая зона определяется дугой, очерчиваемой длиной вытянутой правой или левой руки в горизонтальном или вертикальном направлении. При размещении предметов и орудий труда в пределах границ максимальной зоны досягаемости обеспечиваются минимальные перемещения и расход энергии в процессе трудовой деятельности.

Габариты мебели и их размещение должны соответствовать рабочей зоне. Поскольку большинство юристов основное служебное время проводят, сидя за письменным столом, стол и стулья должны быть приспособлены под индивидуальные условия работы. Стол, за которым работает следователь, судья, прокурор, должен быть расположен так, чтобы свет из окна был слева от сидящего за столом. Стол не должен стоять в углу. В случае нахождения в кабинете 2-3 работников размещение их столов должно определяться спецификой выполняемой ими работы. Так, к примеру, можно уменьшить шум в кабинете, если ставить рядом столы тех сотрудников, которым по работе приходится разговаривать.

Остальная мебель по возможности должны располагаться вдоль стен так, чтобы центр комнаты оставался свободным. Необходимо обратить внимание на расположение стула собеседника. Его можно поставить напротив стула юриста или сбоку стола, но при любом расположении собеседник должен быть хорошо виден и освещен, чтобы можно было наблюдать за его мимикой, жестикуляцией и т. п.

Большое внимание должно уделяться освещенности рабочего места и кабинета в целом. Для нормального освещения рабочего места источник света должен быть расположен слева, а для выполняющих работу на технических средствах (компьютерах, пишущих машинках и т. п. ) под углом 45 градусов. Освещенность рабочей поверхности стола должна быть не менее 100 люкс при люминесцентных лампах и не менее 33 люкс при лампах накаливания. При искусственном освещении лучше применять источниках с отраженным или рассеянным светом, что создает ровную освещенность без теней, резких контрастов и бликов. После 3 часов непрерывного чтения при прямом освещения эффективность восприятия текста снижается из-за бликов на 80% , при отраженном свете - лишь на 10%. Сочетание общих и местных источников света создает наилучшие условия освещенности.

Немаловажное значение для работоспособности имеет цветовое оформление служебных помещений. Немецкий поэт И. -В. Гёте в работе "Очерк учения о цвете" писал, что "краски в общем вызывают большую радость", они необходимы глазу так же, как свет. Восприятие цвета является популярной формой эстетического чувства вообще. Цветовое оформление юридических учреждений важно осуществлять с учётом особенностей действующего раздражителя (цветовой фон, насыщенность, яркость) в плане их положительно-стимулирующего влияния на зрение и состояние организма и юриста и клиента. Для окраски стен (оклейки обоями) рекомендуется применять наиболее благоприятные для зрения цвета средневолновой части спектра (зелено-голубой, зеленовато-желтый, бежевых тонов и др.). Эти цвета способствуют улучшению освещенности кабинета. Цвет стен может подбираться в зависимости от расположения кабинета юриста относительно сторон света: с северной стороны - более теплых тонов, а с южной - светло-голубого, чтобы создать ощущение прохлады). Для того, чтобы добиться наибольшего коэффициента отражений желательно потолки, верхние части стен окрашивать в белый цвета, а полы, по возможности, в светлые теплые оттенки цветов.

К факторам, определяющим комфортность в кабинете юриста относится температура, влажность, движение воздуха, температура источника тепла. От этих показателей зависит работоспособность лиц, находящихся в служебном помещении. Оптимальные температурные условия - +18-20°. Нормальная влажность воздуха для большинства людей - от 30% до 80%. В кабинете ежедневно необходимо проветривать, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха и создать охлаждающий эффект. Отопительная система должна обеспечить в холодное время года постоянную температуру в помещениях в пределах 18-19°

3. Эстетические требования к оформлению правовых документов

Разнообразные операции, осуществляемые юристом в процессе практической деятельности, всегда закрепляются в правовых документах.

Правовой документ - предусмотренная законом материальная форма получения, сохранения, использования и распространения информации путем фиксации его на бумаге, магнитной, кино-, видео-, фотопленке или на другом носителе.
Различают документ:
первичный - содержит исходную информацию;
вторичный - подготовлен в результате анализа и обработки информации, которая содержится в первичном документе и характеризует его содержание и др. ;
исходящий - настоящий (аутентический) оригинал.
Правовой документ должен отвечать высоким эстетическим требованиям, что существенно облегчает их восприятие и свидетельствует о их повышенной значимости.
Повышению эстетических качеств документа способствует правильный выбор бумаги, шрифта, чернил. Так, к примеру, бумага для документов должна быть белого цвета. Не рекомендуется использовать тонкую и прозрачную бумагу. Чернила необходимо применять черного или другого темного цвета, что создает четкое, контрастное восприятие.
Правовые документы должны быть составлены без исправлений, подтирок, которые существенно ухудшают эстетическое восприятие.
Большое значение при составлении любого правового документ аимеет точное указание всех реквизитов (составных элементов), а так же последовательный порядок их размещения, в связи с тем, что отсутствие даже одного из них может привести к потере юридической силы документа.
Для составления документов, как правило, применяются бланки. Государственным стандартом являются размеры бумаги (формат):
А3 (297ґ420);А4 (210ґ297); А5 (148ґ210); А6 (105ґ148).
Помимо того, что установлен перечень реквизитов, предусмотренных стандартами, в отдельных документах могут быть дополнительные реквизиты.
Каждый реквизит документа, кроме смысловой нагрузки, несет и определенную нагрузку эстетического свойства. Для тех документов, например, где имеется заголовок, в котором сжато и четко формулируется основное содержание правового документа, предусмотрено особое внешнее оформление данного реквизита.
Существуют два способа размещения реквизитов заголовка на бланках документов:
по центру - начало и конец каждой строки реквизита одинаково удалены от границы поля;
флаговый - каждая строка реквизита начинается от левой границы поля.
Некоторые документы в качестве обязательного реквизита имеют изображение Государственного герба Украины. Изображение Государственного герба на бланках с угловым размещением реквизитов находится на верхнем поле бланка над срединой строк наименования организации, а на бланках с продольным размещением реквизитов - в центре верхнего поля. Диаметр изображения - 20миллиметров.
В соответствии с требованиями Единой государственной системы делопроизводства в документе должно быть название органа, который его издал. Название органа определяется в соответствии с положением о нем. Сокращенное название может размещаться на бланке вместе с полным названием только в случаях, если оно официально зафиксировано в установленном порядке. Название органа, как правило, проставляется специальным штемпелем или имеется на самом бланке. Данный реквизит включает, кроме названия, должностное положение лица с указанием фамилии, инициалов, от которого исходит данный документ.
Важнейшим реквизитом правовых документов является адресат. В соответствии с компетенцией документы могут адресоваться органам государственной власти и управления, министерствам, ведомствам и их структурным подразделениям, конкретному должностному лицу, а так же гражданам. Документ не должен иметь больше четырех адресов. Если их больше, то составляется список рассылки и на каждом экземпляре документа пишется один адрес.
Наименование организации, ее структурного подразделения должно быть указано в именительном падеже. При адресовании документа руководителю организации ее название входит в состав названия должности адресата. В случае направления документа нескольким организациям адресаты могут быть выражены обобщенно. При отсылке документа гражданам в начале пишется почтовый адрес, а затем фамилия и инициалы.
При адресовании документов за границу в начале пишется имя и фамилия или инициалы и фамилия, затем должность, название организации и ее адрес в такой последовательности: номер почтового ящика, номер здания, название улицы, почтовый индекс, название города, название страны.
Важнейшим реквизитом правовых документов, от которого зависит его юридическая сила, является подпись. Она должна служить следующим целям:
указывать на автора, составителя документа;
свидетельствовать, заверять или утверждать содержание документа;
подтверждать ответственность того, кто составил документ за содержащуюся в нем информацию.
В состав реквизита «Подпись» входят: название должности, звание, личная подпись, инициалы и фамилия лица, подписавшего документ. Если документ напечатан на бланке, то название органа (структурного подразделения) в названии должности руководителя не указывается. Расшифровка подписи в реквизите «Подпись» должна быть напечатана на уровне последней строки названия должности, а в случае указания и звания, - то на его уровне.
Если документ подписывается несколькими должностными лицами, которые занимают различные должности, то их подписи размещаются одна под другой, в зависимости от того, кто из них выше по своему положению. Если же лица, подписывающие документ, занимают одинаковую должность, то их подписи размещаются на одном уровне.
Юридическую силу правовым документам придает печать. Гербовая печать (печать с изображением Государственного герба) ставится на тех документах, где это строго регламентировано нормативно-правовыми актами. Гербовая печать применяется: на документах для свидетельства прав граждан и юридических лиц; на уставах (положениях) учреждений; на договорах и т. д.
Печати других видов (с названием соответствующего органа, учреждения, без изображения Государственного герба или гербовая с надписью"Для хозяйственных и финансовых документов") проставляется на различных справках, выдаваемых органом или учреждением.
Оттиск печати должен ставиться с левой стороны документа таким образом, чтобы он охватывал часть названия должности лица, подписавшего документ. Особое значение необходимо уделять тому, чтобы оттиск был выполнен четко, так как смазанная печать во всех случаях придает документу не аккуратный вид, а иногда может вызвать сомнения в достоверности содержания документа.
В некоторых случаях после подписания правового документа требуется его утверждение вышестоящим должностным лицом. Именно с этого момента документ приобретает юридическую силу.
Утверждение документа осуществляется двумя способами: грифом утверждения или изданием соответствующего документа (приказа, указания). Эти способы утверждения имеют одинаковую силу. Элементами грифа утверждения являются: гриф «Утверждаю», название должности, личная подпись, инициалы и фамилия лица, утвердившего документ, а также дата утверждения.
При подписании или утверждении документа всегда ставится дата. Она оформляется арабскими цифрами, разделенными точкой. Допускается применение словесно-цифрового способа оформления дат. Дата включает в себя срок принятия правового документа и срок вступления его в законную силу.
В соответствии с Государственными стандартами регламентируется оформление текста правового документа, благодаря чему достигается, помимо всего прочего, и эстетическое совершенство актов. Так, к примеру, тексты всех документов, составленных на бланках формата А4 печатаются через полтора межстрочных интервала, а на бланках формата А5 - через один межстрочный интервал.
При составлении документов необходимо так же придерживаться специальных требований, имеющих технико-юридический характер:
Некоторые документы должны быть составлен на специальных бланках (паспорт, диплом, определенные гражданско-правовые договоры), поскольку они отличаются особой важностью и имеют точные стандарты. Такие бланки изготовляются специальными государственными учреждениями на бумаге с водяными знаками.
Некоторые правовые документы (пропуск, справка), в которых нет такой точности, составляются на бланке, чтобы удобнее было ими пользоваться.
Для отдельных документов невозможно подготовить бланк. Это касается документов (характеристика, протокол), для которых определена соответствующая форма построения и общие принципы составления. Что касается языковых средств и их компоновок в тексте, то их автор-составитель избирает сам. Именно при составлении таких документов у юриста часто возникают противоречия, ошибки. Здесь особо проявляется языковая, эстетическая и общая культура (или бескультурье) юриста.
Уровень эстетической культуры юриста-практика, составляющего правовой документ, во многом зависит от правильности выбора формы, стиля и языка.
Основные формы изложения содержания правовых документов:
вводная - указание наименования акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;
описательная - изложение фактов, явлений, событий в той хронологической последовательности, в которой они имели место в действительности;
мотивировочная - размещение явлений, событий и поступков субъектов права в зависимости от их значимости; рассмотрение их важнейших признаков, обоснование принятого решения;
результативная - установление логически-последовательных суждений, выводов, основанных на причинных связях между явлениями и фактами, изложение содержания решения.

Для эстетического восприятия правового документа важен языки стиль изложения. При составлении документа необходимо использовать официально-деловой стиль, для которого характерны: сжатость и унифицированность (единообразие); точность формулировок и четкость высказываемой мысли; логичность и аргументированность изложения; отсутствие эмоциональности, экспрессивности, образности; отсутствие индивидуальных черт стиля.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Этическая мысль Древнего Востока.

Античная этика: Платон, Аристотель и эллинизм