Этика Канта
КАНТ об абсолютной морали и доброй воле
1785 год, Кант
сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон
обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. В
отличие от законов природы, «по которым все происходит», в нравственности речь
идет о законах, «по которым все должно происходить». Каждый человек должен
знать законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон
лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, опирается на добрую
волю.
Добрая воля — чистая
(безусловная) воля. Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так
как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы
породить эту волю, нужен разум.
Категорический
императив
Нравственный закон —
принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А
значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.
Гипотетические
императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки
хороши для достижения определенных целей (таковы, например, советы врача
человеку, заботящемуся о своем здоровье).
Категорический
императив предписывает поступки, которые хороши сами по себе, объективно,
безотносительно к какой-либо иной цели (например, требование честности):
"поступай только
согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь
пожелать, чтобы она стала всеобщим законом";
"поступай так,
чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого
другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к
средству";
"принцип воли
каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие
законы": следует "совершать все, исходя из максимы своей воли как
такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю,
устанавливающую всеобщие законы".
Это три разных способа
представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.
Для проверки
соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать
мысленный эксперимент.
Этическое учение Канта
развито в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как
если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить так, как если бы они
были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками
посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила).
Императивы -- об этом уже говорилось -- могут быть двух видов: категорические и
гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический
императив требует, чтобы наши действия были полезны (целесообразны). Существуют
следующие (несколько упрощённые по сравнению с кантовскими) формулировки
категорического императива:
«Поступай всегда так,
чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай
так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
«Относись к
человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к
цели и никогда — только как к средству».
В этическом учении
человек рассматривается с двух точек зрения:
- человек как явление;
- человек как вещь в себе.
Поведение первого (человек
как явление) детерминировано
исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву.
Поведение второго( человек как вещь в себе) должно подчиняться категорическому
императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение
может определяться и практическими интересами, и моральными принципами.
Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых
материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления
могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического
разума».
Долг
Человек, стремящийся к
добродетели, обладает волей, побуждающей его к совершению добрых дел.
Это чистая, добрая воля. Она разумна, так как имеет в себе способность
действовать согласно представлению о том, как должно (следует) поступать, —
то есть о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через
степень уважения. Уважение как чувство, свойственное человеку, целиком зависит
от разума. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть
долг. Долг выражает нравственные соображения, пусть даже порой и противоречащие
эмпирическим интересам индивида.
Мнимая мораль — та,
которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем
авторитете и различного рода чувствах.
Нравственное
достоинство "приписывается [Кантом] лишь тому, кто не только какие-нибудь
частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно
подчиняет моральному долгу или требованиям совести"[7].
Нравственное учение и
проблема религии
Свои ранние взгляды по
данному вопросу Кант изложил в работе докритического периода «Единственно
возможное основание для доказательства бытия Бога» (1763 год). Бог — «абсолютно
необходимая сущность». Искренне верить в Бога — значит быть добрым и вообще
истинно нравственным.
В философии Канта
нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры,
есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и представляет
собою царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного
миропорядка в земной и чувственной жизни есть высшее благо.
Эстетика
В эстетике Кант
различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое —
это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это
совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с
безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве
(математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример
математически возвышенного — горы.
Гений — это человек, способный к воплощению
эстетических идей.
О человеке
Воззрения Канта на
человека отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798
год). Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с тремя
способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность
желать.
Человек — это «самый
главный предмет в мире», так как у него есть самосознание. Человек
— это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека
порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его
только тогда, когда рассматривает свое «Я» не как весь мир, а только как часть
его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления
личности. Относись к человеку
как к цели, а не как к средству.
Человек может иметь
неосознанные представления — «тёмные».
Во мраке сознания может протекать процесс рождения
творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.
От сексуального чувства
(страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается
нравственная и культурная норма.
Анализу Канта
подверглись такие способности человека, как талант и гений. "Талант к
изобретению и открытию - это высший уровень дарования. Таков гений.
Комментарии
Отправить комментарий