Средневековая этика

Чтобы подготовиться к теме  Этическая мысль  Средневековья, пройдите по первой или по второй ссылке, можно прочитать и больше, не помешает
Удачи!!!!

http://www.nnre.ru/kulturologija/yetika_konspekt_lekcii/p3.php


http://ethicscenter.ru/srednevekovaya-etika.html



Идеалы первоначального христианства существенно отличаются от последующих исторических форм его воплощения. По мере превращения в официальную идеологию и наступления на европейский мир христианство претерпевает эволюцию (от проповеди любви к преследованию инакомыслящих, от провозглашения равенства людей и отвержения богатства к санкционированию социального неравенства).
Поскольку для эпохи Средневековья характерна синкретичность сознания (т. е. собственное сознание не отделено от других форм общественного сознания и нравственных идеалов), то теология синтезировала в единый комплекс религиозную, философскую, этическую проблематику. В результате проблема специфики морали, по сути дела, не поднимается, а традиционные этические проблемы переходят в религиозные.
Идея подчинения морали религии ярко отражена в творчестве Августина Блаженного. Его трактат «Град земной и божий град» содержит представления о двух мирах: мире идей – Бога, церкви, блага, добра, представленным градом божьим, и чувственном мире – зла, невежества, греха, представленным градом земным. Человек, по мнению Августина, совершая поступки, сам определяет свое будущее и свою вечность. Все зависит от воли. Но поскольку расположения воли могут быть добрыми и злыми, человек сам, своей свободной волей определяет свою судьбу, которая должна вести его к добру. Однако свободная воля может вести человека и ко злу, которое происходит от извращения божественных предначертаний. Избежать этого человек может через осознание своей греховности при помощи дара Божьего – благодати. Благодать дается не во искупление грехов, а для праведной жизни, которая ведет к добродетели, возникновению морального сознания, или совести. Совесть есть согласование двух правильностей: божественного закона и человеческих моральных установлений.
Попытку примирить град земной и град божий, веру и разум, религию и философию делает Фома Аквинский. Опираясь на этику Аристотеля, осмысливая ее в контексте христианства, Фома синтезирует мораль и религию, а свое этическое учение строит на подчинении морали религии (см. труды Ф. Аквинского «Комментарии к "Никомаховой этике"», «Сумма против язычников», «Сумма теологии»).
Этические рассуждения Аквинского нацелены на благо, которое представлено в двух видах. К высшим благам он относит Бога, а богатство, почесть, славу, власть – к внешним благам земной жизни. Цель человеческой жизни – стремление к высшему благу, т. е. Богу, при созерцании которого достигается блаженство. Движение к благу предполагает наличие добродетелей. Фома выделяет добродетели умственные, моральные и теологические, считая их наивысшими. Умственные добродетели – это добродетели состояния, основа для добродетелей воли. Это искусность, рассудительность, способность к совету, благоразумие. Моральные добродетели основаны на чувствах и страстях, имеют отношение к той части души, которая руководит желаниями. Разумные желания образуют добродетели справедливости, благоразумия, воздержанности. Теологические добродетели есть вера, надежда, любовь; высшие добродетели – любовь и милосердие. Нравственность человека состоит в реализации добродетелей. Итак, человеческая мораль покоится на божественном законе. Поэтому этика, почерпнутая из разума, должна дополняться этикой веры.
Надо заметить, что, несмотря на инквизицию и преследования, в эпоху Средневековья существовали и оппозиции, которые пытались противопоставить официальной этической доктрине свой комплекс идей, основанный на субъективизме.
В таком направлении строил свое учение о состоянии человеческой души немецкий мистик Мейстер Экхарт, он стремился доказать значимость индивидуального нравственного выбора. Индивидуализация морали характерна и для Пьера Абеляра. В своем учении он отстаивал роль разума и внутренней убежденности в нравственном бытии человека, утверждал совесть в качестве высшего морального критерия.
Эпоха Возрождения характеризуется секуляризацией общественного сознания, обновлением культуры, подъемом литературы, искусства, науки. Этот процесс охватывает все области знания, особенно философию и ее разнообразные направления. Среди проблем, обсуждаемых философскими течениями, выделяются проблемы человека, которые определяются принципом антропоцентризма и гуманизма. Возрождение поэтизирует человеческую чувственность; невиданную ценность приобретает человеческая личность; возникает культ красоты. В противовес аскетизму и смирению средневековой морали в эпоху Возрождения пришел нравственный идеал жизнерадостного, свободного, творческого, активного человека [46].
Этические размышления затрагивают все философские направления эпо­хи Возрождения, которые высказывали свою точку зрения на проблему фор­мирования нравственной совершенной личности. Гуманисты Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола исповедуют принципы индивидуализма, наслаждения, размышляют о присущем людям достоинстве, признают за чело­веком право на свободу и счастье. Так, Пико делла Мирандола говорит, что свобода выбора позволяет сражаться с низменными страстями, придер­жи­ваться во всем разумной середины, нравственно расти. Достижение счастья возможно через познание собственной натуры и окружающей природы, че­рез постижение тайн мироздания. По мнению Пико, сделать человека счастливым может только истина. С позицией Пико не согласен выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Эразм Роттердамский. По мнению Эразма, обладание универсальным знанием, если оно возможно, лишало бы чело­века его индивидуальности. Эту мысль Эразм раскрывает в работе «Похвала глупости», где в сатирическом виде изображает полностью добродетельного, лишенного эмоций мудреца. Поэтому принимать человека надо та­ким, каким он есть, со своими пороками, страстями и слабостями.
Продолжая традицию Платона, утописты Т. Кампанелла и Т. Мор создают теории идеальных государств, в которых царит счастье и всеобщее процветание. Этические рассуждения утопистов нацелены на преодоление морального кризиса в обществе, вызванного неравенством и частной собственностью, и предоставление возможностей для нравственного развития отдельной личности.
Особую точку зрения на формирование нравственной личности высказывал представитель политической философии Н. Макиавелли [74]. В работе «Государь» Н. Макиавелли разграничил принципы морали и политики. Макиавелли считал, что самая важная сфера общественной жизни и благо – политика. Таким образом, благом оказывается все, что содействует государственной пользе. Следовательно, мораль не является определяющей сущностью жизни общества, а вынуждена подчиняться политике. Такое отношение к морали и позволяет Макиавелли выдвинуть аморальный принцип «цель оправдывает средства».
В научных трактатах натурфилософов проявился принципиально новый подход к пониманию места человека в космической иерархии. Окружающий мир – макрокосм – уподобился микрокосму – внутреннему миру отдельного человека. 
Итак, возвышение человека, формирование представления о нем  как о высшей ценности отражается в идее микрокосма, представлении о подобии человека и всей вселенной.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Этические и эстетические требования в профессии юриста

Этическая мысль Древнего Востока.

Античная этика: Платон, Аристотель и эллинизм