Этикет студента ДГУ

Разработала доктор философских наук, профессор,
руководитель «Центра изучения культур при ДГУ»   Абакарова  Р. М

ПРОЕКТ  

Комитет   по   этике  при ДГУ

Цель работы «комитета по этике» –  помощь в  разрешении  любых конфликтных ситуаций возникающих в коллективе ДГУ на принципах  диалога,  толерантности и уважения личности.  
Задача   «комитета по этике»  разобраться и снять конфликт на основе требований к моральному облику  человека -  учащегося,  работающего в серьезном, уважаемом коллективе, каковым является ДГУ.
 Студенты, преподаватели, лаборанты, и т.д., могут обратиться  в «комитет по этике» для защиты  чести и достоинства личности, где гарантирована  конфиденциальность,  беспристрастность в разборе конфликта (скрытого или открытого).
В своей деятельности комитет должен руководствоваться принципами уважения человеческого достоинства, автономии личности, непричинения унижения, оскорбления, несправедливости, начальничьего произвола.

Принципы культурного облика ДГУ       Принципы управления Университетом во многом продиктованы спецификой его инновационной деятельности, что определяет стиль корпоративного управления как новаторский, основанный на перспективном видении задач и мобилизации коллектива Университета на их решение.
    Университет рассматривает человеческий ресурс как источник успешной деятельности. Учитываются личные интересы сотрудников, уделяется внимание развитию потенциала работника, обеспечению его социальными гарантиями. Отношения между работником и работодателем строятся на принципах  долгосрочного взаимодействия, уважения и четкого исполнения взаимных обязательств, предусмотренных контрактом.
  
Все сотрудники Университета имеют равные возможности в области карьерного роста, возможность самореализации. Условия карьерного роста и факторы влияния на успешность карьеры в Университете одинаковы для всех (с учетом специфики отделов и подразделений).
     
В Университете исключаются любые методы унижения достоинства людей, все формы дискриминации и протекционизма. Льготы и поощрения предоставляются на основе открытости, равенства возможностей и в соответствии со степенью вклада каждого работника в достижении общих целей.
        В Университете поощряется эффективное лидерство, которое состоит в умении видеть наиболее перспективные идеи и направления и в ориентации на оправданный риск.
     Любой сотрудник Университета рассматривается как уникальная личность, поэтому менеджмент организации основывается на внимании к индивидуальным особенностям каждого. Все сотрудники находятся под опекой Университета, имеют социальную и правовую защиту и обеспечены максимальным вниманием к своим проблемам со стороны руководства.
Обязанности сотрудников
       
Цель работы каждого сотрудника – достижение высоких профессиональных результатов, оправдание доверия и ожиданий Университета.
       
Каждый сотрудник призван быть достойным представителем Университета.     Каждый сотрудник разделяет стратегию и тактику управления вузом, принимает на себя ответственность за реализацию заявленных корпоративных целей и формирует результаты деятельности Университета.
   Сотрудников Университета отличает внимание к коллегам, студентам и их родителям, партнерам и работодателям, а также нацеленность на совместную эффективную работу.
       Сотрудники Университета действуют в интересах Университета, отдавая ему приоритет по отношению к собственным интересам или выгодам.
        Работа в Университете предполагает высокую результативность деятельности, что способствует упрочению имиджа вуза.
       Университет признает и уважает право работников и должностных лиц заниматься дополнительной научной, преподавательской, хозяйственной, финансовой и другой деятельностью, если эта деятельность является легитимной, не наносит ущерба законным интересам Университета, не мешает или не противоречит добросовестному исполнению этими лицами своих трудовых обязанностей в Университете, а также не наносит вреда репутации, имени, имуществу, партнерским отношениям, конфиденциальной информации и другим ресурсам Университет
       Важным качеством считается готовность сотрудника к изменениям, вызванным требованиями времени, а также ориентация на динамичность и творческое исполнение заданий. Это предполагает такие качества, как самостоятельность и предприимчивость.
    При решении проблем и задач любого уровня поощряется инициатива работника, генерирование идей по оптимизации деятельности и повышению качества образовательного продукта.
     При разрешении возникающих в рабочем процессе проблем сотрудники Университета в первую очередь руководствуются принципами и правилами настоящего Кодекса и других документов, защищающих гражданские права.
       Сотрудники Университета не предпринимают действий, наносящих урон интересам Университета.
       Сотрудники Университета уважают частную жизнь коллег, не допуская какого-либо вмешательства в нее.
        Сотрудники Университета заботятся о своем здоровье, поддержании своего оптимального психологического состояния, работоспособности и о здоровье и состоянии окружающих.
Отношения в коллективе
       Сплоченность коллектива и соучастие каждого сотрудника в достижении общего результата, позволяет быстро и с низкими затратами решать текущие и перспективные задачи, что повышает конкурентоспособность вуза и его привлекательность в образовательном пространстве.
       Повышение конкурентоспособности Университета через работу сотрудников происходит путем организации совместной, коллективной работы и заботы о повышении квалификации работников. Приветствуется умение работать в команде.
        При общении и обсуждении рабочих вопросов с руководством и подчиненными недопустимы личностные влияния с любой стороны. Выработка решений должна соответствовать принципам целесообразности и справедливости.
       Приветствуется создание временных проектных групп для решения конкретных задач.
        Сотрудники и студенты обязуются проявлять разумную заботу о том, чтобы их действия не наносили вред другим, исполнять общепринятые и корпоративные нормы этики.
Принципы взаимодействия между подразделениями
        Как и любая крупная организация, Университет имеет структурные подразделения, выполняющие различные функции.
       Для достижения наилучших результатов в работе Университет стремится к кооперации всех структур, отделов, филиалов и представительств вуза.
        Поощряются различные формы корпоративных взаимоотношений сотрудников Университета разных отделов и подразделений - совместное выполнение проектов, совместное обсуждение и решение рабочих вопросов, выработка направлений, инноваций, а также совместное проведение досуговых мероприятий.
       Деятельность Университета предполагает креативность и мобильность входящих в его структуру подразделений, их возможное переструктурирование для более эффективного выполнения задач.
       Учитывается необходимость адаптации каждого нового сотрудника к коллективу, применения с этой целью индивидуальных мер, направленных на создание условий для раскрытия творческого и человеческого потенциала.
Конфликт интересов
       Недопущение частных конфликтов во внутрикорпоративных отношениях является важным условием обеспечения успешной деятельности Университета.
      Предотвращение конфликта интересов предполагает четкое разделение функций между структурными подразделениями и обязанностей сотрудников.
      Разрешение конфликта производится таким образом, чтобы возможный ущерб от него для деятельности Университета был минимальным. Возникшая конфликтная ситуация разрешается в допустимо короткие сроки
      В Университете приветствуется решение конфликтов при помощи двухсторонних и многосторонних конструктивных переговоров.
     Поощряется предупреждение потенциально конфликтных ситуаций.
       О возникновении конфликтной ситуации информируются все стороны, обладающие возможностями для оперативного и эффективного разрешения конфликтной ситуации.

       При разрешении конфликта соблюдаются принципы справедливости и процедурной честности.
     Принятие решений по деловым вопросам не должно быть отягощено какими-либо личными, семейными и иными соображениями, которые могут оказать негативное влияние на избирательное суждение работника или должностного лица о том, какие действия в наибольшей степени соответствуют интересам Университета.
      При возникновении конфликтной ситуации между подразделениями Университета, приоритетным направлением решения конфликта являются интересы Университета как вуза в целом.
       Ни одно из подразделений не может пользоваться исключительным правом решения конфликтной ситуации в свою пользу.
Этикет в Университете
Для создания и поддержания комфортной рабочей обстановки, сотрудникам Университета рекомендуется соблюдать следующие нормы и правила делового этикета:
·        уважительно относиться друг к другу,
·        обращаться к коллегам, руководителям и подчиненным на "Вы" и по имени-отчеству,
·        не заниматься в рабочее время делами, не связанными с выполнением служебных обязанностей,
·        не демонстрировать коллегам свое плохое настроение,
·        не сквернословить, не проявлять несдержанность и агрессию,
·        сердечно и искренне хвалить коллег за хорошо выполненную работу,
·        всегда извиняться за свое некорректное поведение,
·        не переносить дружеские отношения в рабочую обстановку,
·        помогать коллегам, делиться знаниями и опытом,
·        обсуждать проблемы своего карьерного роста только с непосредственным руководителем,
·        не обсуждать личные или профессиональные качества коллег в их отсутствие.

Отношения между руководителями и подчиненными
·        В отношениях с подчиненными руководителям рекомендуется соблюдать следующие нормы и правила делового этикета:
·        показывать подчиненным пример хорошего владения нормами и правилами этики и делового этикета,
·        не критиковать подчиненных в присутствии других сотрудников, делать это конфиденциально,
·        уметь признавать перед подчиненными свои ошибки и не преследовать их за конструктивную критику в свой адрес,
·        при рукопожатии первым подавать руку для приветствия
·        входящий в помещение руководитель здоровается с присутствующими первым.
·        Подчиненным рекомендуется:
·        информировать непосредственного руководителя о причинах Вашего отсутствия, если в течение длительного времени Вам приходится отсутствовать на рабочем месте,
·        не отвечать в присутствии коллег на некорректное поведение руководителя. Если Вы уверены в своей правоте, попросите о личной встрече,
·        знать в лицо и по имени-отчеству руководителей Университета,
при встрече в коридоре или на открытой территории с руководителем здороваться первым, входя в помещение, здоровается с присутствующими первым.

Этикет  преподавателя и сотрудника.
·        Преподаватель должен стремиться быть образцом для подражания по отношении к студентам. Он обязан следить за своим внешним видом и своей речью. Преподаватель должен быть носителем духовной культуры и лучших традиций отечественной интеллигенции.
·        Недопустимы опоздания на занятия или лекции. Если преподаватель опоздал на занятие, он должен извиниться перед аудиторией, а в случае невозможности прочесть лекцию или провести занятие в полном объеме, предложить студентам восполнить пробел за счет своего личного времени.
·        Доброжелательность и внимание к коллегам должны быть поведенческой нормой во время присутствия преподавателя в Университете.
·        Находясь вне Университета, преподаватель не должен забывать о своем особом общественном статусе – духовного и нравственного наставника молодежи и своей принадлежности к Сибирскому государственному аэрокосмическому университету. В соответствии с этим преподаватель должен контролировать свое поведение, не допуская личной компрометации и компрометации Университета.

По отношении к студентам преподаватель не имеет право:
·        Унижать личное достоинство студентов, а именно: кричать на студентов, делать публичные замечания о внешности и одежде студентов,
·        требовать дополнительную плату за образовательные услуги,
проводить на учебных занятиях политическую или религиозную агитацию.

Этикет  студента
·        Годы студенчества являются не только временем накопления необходимых профессиональных знаний, но и важным периодом интеллектуального, культурного и духовного развития будущих специалистов. Взаимоотношения между студентами и преподавателями строятся на принципах взаимоуважения, не допускаются грубость, сквернословие, ущемление чести и достоинства других лиц, нанесение им морального или материального ущерба, совершение противоправных действий.
·        Поощряются различные формы общения студентов и преподавателей – совместное обсуждение и решение учебных вопросов, выполнение проектов.
·        При разрешении возникающих в учебном процессе проблем студенты Университета в первую очередь руководствуются принципом справедливости, Уставом Университета, правилами настоящего Кодекса и другими правилами, отраженными в документах, защищающих гражданские права.
·        Студенты и аспиранты могут рассчитывать на доступность всей информации по изучаемым курсам и на постоянное обновление информации. Они имеют право прослушать курс в полном объеме, предусмотренном программой.
·        Обучающиеся имеют возможность непосредственного и (или) опосредствованного общения с преподавателями и другими сотрудниками Университета в необходимом объеме для получения и усвоения знаний.
·        Все необходимые материалы, программы, а также техническое обеспечение, в рамках выбранного учебного курса, всегда доступны для студентов.
·        Вся информация о студентах и их успеваемости является строго конфиденциальной и не может свободно разглашаться сотрудниками Университета.
·        Студенты обязаны знать все правила и инструкции Университета, имеющие отношение к их правам и обязанностям. Они могут рассчитывать на доступность инструкций и правил.
·        Студенты обязаны регулярно посещать занятия, выполнять предусмотренные учебными планами задания, своевременно проходить промежуточный и итоговый контроль.
·        Войдя в Университет, студенты обязаны при встрече здороваться со всеми вне зависимости от возраста или статуса человека. Студенты первыми здороваются с сотрудниками  ДГУ и преподавателями, независимо от того, учатся они у них или нет. Если у входных дверей, на пропускном пункте  образовалась очередь, студенты должны пропускать преподавателей, юноши – девушек.
·        Войдя в Университет, юноши должны снять головные уборы. При наличии раздевалок  недопустимо появляться в верхней одежде в учебных аудиториях, столовой и других местах общего пользования.
·        Студентам рекомендуется приходить на занятия аккуратно одетыми и причесанными. Предпочтителен деловой стиль. Запрещено во время занятий находиться в университете в шортах или спортивной одежде (исключение составляют занятия по физической культуре и спорту).
·        Студенты обязаны вовремя приходить на занятия. В случае опоздания студент должен извиниться, не привлекая внимания, и занять ближайшее свободное место в аудитории. Преподаватель имеет право удалить студента с занятия за нарушение дисциплины. Студент обязан подчиниться, не вступая в пререкания. После занятий необходимо вежливо объясниться и извиниться перед преподавателем.
·        Студенты должны уважительно относиться к окружающим не только в стенах Университета, но и за его пределами. В общественном транспорте уступать сидячие места инвалидам, людям пожилого возраста, пассажирам с маленькими детьми, юноши – девушкам.
·        Принимать пищу следует в предназначенных для этого местах, но не в аудиториях. Недопустимо оставлять мусор на столах, плевать и сорить, оставлять жевательную резинку.
·        Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен либо переведен в режим вибрации.
·        На различных мероприятиях: собраниях, торжественных заседаниях, деловых встречах, концертах, праздниках – необходимо относиться к выступающим с уважением, соблюдать тишину и порядок. В случае необходимости разрешается покидать зал в паузах между выступлениями.
·        В семье студенты должны прислушиваться к родителям, не грубить им и не относиться пренебрежительно к мнению старших в семье. В спорных ситуациях необходимо находить компромиссный вариант.
·        Студенты должны называть преподавателей и сотрудников университета по имени-отчеству. В общении преподаватели и студенты должны обращаться друг к другу на «Вы».
·        Студенты не должны перебивать преподавателей во время чтения лекции. Если студенту нужно обратиться к лектору, то он должен поднять руку и дождаться ответной реакции со стороны преподавателя.
·        Сумки больших размеров студенты должны ставить в специально отведенное место, если таковых нет, то на пол рядом со своим местом, так, чтобы не мешать другим студентам и преподавателям.
·        В общении между собой студенты должны быть взаимовежливы, не допускать унижение товарищей, дискриминацию, а также проявление агрессии.
·        В учебном процессе приветствуется взаимопомощь, в общении – искренность, открытость и толерантность.
·        Недопустимо пренебрежительное отношение к студентам младших курсов и проявление высокомерия.
·        Приветствуется стремление к созданию творческой, работоспособной и дружественной атмосферы в своей группе, на курсе, на факультете. Индивидуальное лидерство должно способствовать коллективному созидательному процессу, а не разрушать его.
·        Здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек являются дополнительными факторами, обеспечивающими карьерный рост будущих специалистов.
·        Быть студентом Дагестанского государственного университета – высокая честь и большая ответственность. Культура, интеллект, нравственность – это ключевые характеристики студента ДГУ
Студент не должен:
·        участвовать в любых действиях, сопряженных с обманом, нечестностью или введением в заблуждение преподавателей;
·        курить в корпусах и не отведенных для этих целей местах;
·        неуважительно вести себя по отношению к преподавателям, сотрудникам и товарищам;
·        пропускать занятия или опаздывать на них без уважительной причины;
·        покидать аудиторию во время занятий без разрешения преподавателя;
·        распивать спиртные напитки на территории Университета.


Проведение собраний и совещаний
·        Собрания и совещания – основные формы сотрудничества, необходимые для принятия коллегиальных решений. При проведении собраний и совещаний следует использовать отведенное время с максимальной эффективностью. Для этого всем членам университетского коллектива рекомендуется соблюдать следующие нормы и правила этикета:
·        приходить на собрания вовремя,
·        предварительно ознакомиться с повесткой дня и брать с собой все необходимые материалы, заранее подготовленные вопросы или комментарии,
·        перед началом собрания или совещания отключить мобильный телефон,
·        негромко извиниться, если Вам необходимо выйти или после возвращения в зал,
·        не использовать собрания в качестве трибуны для решения личных проблем,
·        всегда заранее выяснять, сколько времени отводится на выступление. О превышении регламента напоминает председатель,
·        не затягивать свое выступление за счет сокращения времени следующих ораторов,
·        представляя оратора, называть его фамилию, имя, отчество, должность, основание для его выступления и тему.
Телефонное общение
·        Умение сотрудников говорить по телефону с коллегами, партнерами и другими заинтересованными лицами способствует созданию благоприятного впечатления об Университете в целом. В процессе телефонного общения сотрудникам рекомендуется руководствоваться следующими нормами и правилами делового этикета:
·        отвечать на телефонный звонок необходимо, насколько это возможно, быстро,
·        звоня деловым партнерам или коллегам, необходимо называть свое имя, должность и подразделение,
·        в начале телефонного разговора рекомендуется спрашивать, в удобное ли время Вы звоните,
·        необходимо всегда внимательно выслушивать собеседника, если Вы не располагаете временем для продолжения разговора, следует извиниться и попросить собеседника перезвонить,
·        заканчивать телефонный разговор, как правило, следует позвонившему,
·        не рекомендуется звонить кому-либо на работу по личным вопросам. В случае крайней необходимости будьте предельно краткими,
·        если Вы намерены передать значительный объем информации, воспользуйтесь электронной почтой или факсом,
·        не застав на месте нужного человека, поинтересуйтесь, когда удобнее перезвонить или оставьте свое имя и номер телефона,
·        если звонят Вашему коллеге, которого в данный момент нет на рабочем месте, помогите найти его или примите для него сообщение, уточнив, куда и кому можно перезвонить,
·        если в процессе разговора произошел обрыв связи, перезвонить следует позвонившему,
·        если звонящий набрал неправильный номер, вежливо уточните набранный им номер и поправьте звонившего.
Представление коллег и партнеров
·        Сотрудникам Университета рекомендуется соблюдать следующие нормы и правила этикета при представлении коллег и партнеров:
·        представлять младшего по должности – старшему,
·        нетитулованного человека – титулованному,
·        представляя друг другу равных по положению людей, представлять того, кто Вам менее знаком, тому, кого Вы знаете лучше,
·        если представляющий Вас партнер или коллега забыл Ваше имя, во избежание неловкой ситуации, назовите его сами,
·        рекомендуется заранее собрать данные о человеке, которого Вы должны представить, выяснив, как именно ему хотелось бы быть представленным,
·        принимать визитные карточки следует вежливо и внимательно,
·        если нужно запомнить человека или организацию, которую он представляет, попросить визитную карточку.
Внешний вид
·        Внешний вид каждого преподавателя, сотрудника и студента – основа имиджа Университета. Рекомендуется придерживаться следующих правил ношения деловой одежды:
·        стиль деловой одежды должен быть консервативным и сдержанным,
·        одежда должна быть аккуратной и соответствовать принятым в мире стандартам деловой одежды,
·        желательно избегать ярких и вызывающих цветов,
·        женщинам не следует носить короткие юбки, броские украшения и одежду, открывающую спину и плечи.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Этические и эстетические требования в профессии юриста

Этическая мысль Древнего Востока.

Античная этика: Платон, Аристотель и эллинизм