Этические взгляды мыслителей эпохи Средневековья

Значительный вклад в изучение этического знания в период Средневековья внесли Августин Блаженный (354–430), Пьер Абеляр (1079–1142), Фома Аквинский (1225/26-1274).
• Многое из античного наследия в области этики было отвергнуто. 

Так, Августин Блаженный полагал, что из всех античных мыслителей наибольшей ценностью этических воззрений для христианской церкви обладал только Платон.
• Мораль рассматривалась не в качестве предмета этики, т.е. не с научной точки зрения, а в качестве практической рекомендации, вытекающей из учения церкви.
В Средние века норой очень трудно было отличить христианскую догматику от этических положений. Например, некоторые Отцы Церкви доказывали, что религиозные догматы есть не только вероучения, но и важнейшие моральные ориентиры.
• В Средневековье произошла смена главной добродетели: стремление к счастью было заменено любовью к Богу в лице христианской церкви. За нарушение данного постулата человек подвергался жестоким гонениям со стороны священнослужителей.
В христианской картине мира человек принадлежит не самому себе, но в первую очередь Богу, который есть источник блага и подлинной жизни. Человек наделен и волей, и разумом, но и то и другое не может играть самостоятельной роли. Разум больше не может контролировать страсти, так как человеческий ум слишком слаб, чтобы одолеть бушующее море соблазнов. Нравственным идеалом Средневековья становится душа, освященная верой. Добродетель веры означала признание над собой высшего начала, добродетель надежды – осознание Его бесконечной благости и помощи человеку в деле обожения. Любовь – это правильное отношение к Господу и людям, идентичное отношению Христа Спасителя ко всем нам.
• В отличие от Античности мораль была отделена от человека и ее источником стал Бог, т.е. мораль приобрела объективный статус. Согласно этическим воззрениям Августина Блаженного, единственным источником и критерием нравственности являлся Бог, христианскими добродетелями выступали пассивность, смирение, вера во всемогущество Бога, нерассуждающая любовь к нему, надежда на небесное спасение. Учение Августина Блаженного послужило источником теории и практики инквизиции. • В Средневековье возникла идея о моральном равенстве людей. Смысл ее заключался в том, что отношения между людьми должны быть такими, в рамках которых они имеют одинаковые права на развитие творческих способностей, на счастье, уважение своего личного достоинства. Наиболее адекватным выражением идеи морального равенства является золотое правило этики ("Поступай по отношению к другим так же, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе"), из формулировки которого вытекает универсальность моральных требований, их распространенность на всех людей, независимо от их общественного положения и условий жизни, и универсальность моральных суждений, заключающаяся в том, что при оценке поступков других людей человек исходит из тех же оснований, что и при оценке собственных поступков.
• Большое значение для средневековой этики имело представление о сути самого мироздания. Оно было поделено на божественный и человеческий миры, и считалось, что ничего общего между ними быть не может. Мир земной пребывает во зле, где царят грех и несовершенство, мир небесный представляет собой истинное бытие и блаженство, дающиеся человеку в награду за богоугодную жизнь. Но ростки добра в нем – это человеческая воля, стремящаяся к воле Божьей.
• Представляет интерес тот факт, что проблемы морали стали активно завоевывать свое место в искусстве Средневековья. Так, среди видов средневековой театральной драмы появился такой, как моралите, представляющий собой нравоучительное аллегорическое представление, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлеченные понятия.
Главной целью моралите было отвлечение людей от пороков и воспитание добродетельного поведения, которое включало любовь к Богу и ближним, уважение к старшим, преданность семье, добросовестный труд, верность и т.д.
Каждый из персонажей моралите был снабжен атрибутами, расшифровывающими его аллегорический смысл: Себялюбие выступало с зеркалом, Глупость была увенчана ослиными ушами, Скупость держала в руке мешок с монетами, опознавательным знаком Надежды был якорь и т.п. Впоследствии моралите переродился в комедию нравов, сюжеты которой остаются актуальными до настоящего времени.
Следует отметить, что заслугой средневековой этики явилось то, что она значительно расширила моральный опыт человечества, добавив в него представление об абсолютных нравственных ценностях. Между добром и злом не должно быть никакой середины. Личность находится либо на пути к Богу, либо на пути к греху. Христианский нравственный идеал требует от человека максимальных усилий, но обещает награду, несоизмеримо превосходящую по ценности античное представление о счастье.

Синтетическая этика Фомы Аквинского (1225–1274) опиралась на положения Аристотеля, но осмысливая ее в контексте христианского вероучения.
Ф. Аквинский выделил три части этики: монастику, под ней он подразумевал обусловленность поступков человека высшей целью; экономику, в это понятие включались добродетели, которые присущи людям как частным лицам; политику как гражданское поведение людей. А в труде «Сумма теологии» мыслитель выделил три основных предмета своего философского исследования. Это Бог, путь к Богу и Христос, который в качестве человека является путем к Богу. Последние два – это и есть моральное учение и учение о спасении. Они непосредственно касаются вопросов этики, неотделимых от метафизики, так как мораль является своего рода продолжением творения.
Ф. Аквинский полагал, что воля извне ориентирована разумом, внешним двигателем, который сообщает ей спонтанность и гарантирует ее свободу. Таким разумом является Бог. Мораль же практически является организацией движения к Богу. Значимыми способностями человека становятся, таким образом, соединенные между собой воля и разум. Разумность воли в целеустремленности ее к высшей цели, которая и есть Бог.
Свобода у Ф. Аквинского трактуется через произвольность действия. Воля, которая обречена в союзе с интеллектом реализовывать выбор целей, рассматривается мыслителем с двух разных позиций: как желание установленной цели и как потребность в средствах, необходимых для достижения цели. Воля, которая достигла своей цели, выглядит как наслаждение.
Таким образом, одной из главных проблем для Фомы становится соотнесение человеческих действий с благом. Но при этом не всякое действие, которое совершает человек, состоящий из разных сфер (разумной, вегетативной, чувственной), Ф. Аквинский определил как собственно человеческое. Человечность действия будет зависеть от того, как, в какой степени оно будет соответствовать форме человека, заданной первоначально Богом. Это означает, что мера человечности действия является мерой его подчиненности разуму.
Использовать во зло, так как через него в человеке проявляет себя Бог. Добродетели человека – это все способности души, а именно: разум, воля, желание. С учением о добродетели у Ф. Аквинского тесно связано учение о грехе, который представляется им как уклонение от благих целей. Качество, которое характеризует отклоняющуюся волю, называется злонамерением. Грех является нарушением законов Тяжесть греха человека зависит от греховного действия.
Таким образом, основным в этическом учении Фомы является утверждение первенства разума над волей, что в полной мере согласовывалось с интеллектуальной направленностью XIII в. При этом Ф. Аквинский дополнял свои положения идеей, что любовь к Богу намного важнее познания Бога.

В первом веке на территории палестины зародилось христианство В средневековой этике объективно проводится божественное объяснение морали - бог источник и критерий добра,блага и тд Замена античных понятий:
  • Мудрость - вера
  • Мужество - смирение
  • Умеренность - аскетизм
В этике 4 основные направление выделились 
  1. в рамках ортодоксальной (официальной) церкви представители Фома Аквинский и Августин Блаженный
  2. в рамках еретических движений 
  3. с элементами светской морали
  4. этика городского населения(городского свободомыслия)
  Бог -  источник блага  (блаженства добра)
 Источник зла - злая воля человека



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Этические и эстетические требования в профессии юриста

Этическая мысль Древнего Востока.

Античная этика: Платон, Аристотель и эллинизм