Этика Шопенгауэра и Ницше
Артур Шопенгауэр (1788-1860), создавая свою пессимистическую концепцию морали,
исходит из того, что «страдание — неизбежный и истинный удел человека ». Оптимизм
— свидетельство плоской тупости его сторонников или кровавое издевательство над
безмерностью человеческого страдания. Из страсти и страдания Шопенгауэр выводит
всемирный закон как результат слепой воли и жизни. Произвола слепой воли
способен избежать лишь беспристрастный, творческий гений или аскет. Достичь
этого можно лишь попиранием воли, т. е. уничтожением жизни, к чему и движется
человечество.
Впрочем, с его точки зрения, лучшего оно и не
заслуживает. Все поступки, мотивированные желанием личного блага, Шопенгауэр
расценивает как эгоистические и исключает их из числа нравственных.
Критерием нравственности
является отсутствие эгоистических мотивов.
Это возможно, когда
люди настолько близки друг к другу, что чужое страдание воспринимают как свое.
Такое отношение возможно лишь при взаимной симпатии, поэтому симпатия — единственная,
реально существующая форма нравственности.
Из принципа сострадания вытекают две нормы
поведения: пассивное (не вреди никому) и активное (помогай каждому по мере
сил).
- При
пессимистическом взгляде на мир нравственный поступок может привести лишь к
облегчению страдания, но не избавить от него, ибо страдание бесконечно.
Поэтому, чем глубже и нравственнее человек,
тем шире его сочувствие, тем больше его собственное страдание и чувство
безысходности, ибо мир полон страданий, нищеты, несчастий.
Единственным искуплением может быть аскетизм:
«Слепая воля к жизни зажгла в человеке светильник разума, и он освещает
безмерность страдания и открывает путь к его прекращению через сознательное
подавление воли аскетическим отрицанием жизни, отказом от стремления к
продолжению рода, а тем самым отказом от постоянно растущей цепи мучений ».
Покончить со
страданием можно лишь отказом от жизни,
через преодоление воли к жизни человек
приходит к вечной добродетели. Учение Шопенгауэра оказало большое влияние на
философию Ницше, последующую буржуазную этику, экзистенциализм и др.
Учение Ф.Ницше
Ф.Ницше (1844-1900) — ученик Шопенгауэра — восстает
против своего учителя, противопоставляя его тезису подавления воли тезис ее
титанического перенапряжения, пессимизму —оптимизм на основе морального
нигилизма.
Он отрицает
сострадание. Нищие опирается на теорию Дарвина и берет у него именно те идеи, в
которых утверждается тезис о непримиримой борьбе за существование в природе.
Эту идею он переносит на капитализм периода свободной конкуренции с его
принципом выживания сильнейшего.
Хотя сам Нищие живет уже в другую эпоху, эти
установки составляют содержание всех его трудов. В центр внимания в своей этике
он ставит вопросы «переоценки ценностей», «иерархии страстей» и «воли к власти».
Какие же ценности, по его мнению, подлежат переоценке? Прежде всего,
христианско-социальные добродетели: любовь к ближнему, сострадание, защита
слабых. На смену этим ценностям должны прийти новые: дельная власть сильных,
индивидуализм, мораль господ, «сверхчеловека», который находится «по ту сторону
добра и зла», он вне всяких ценностей.
Главная идея учения Ницше — сильному мораль не
нужна. Она нужна слабому.
Сильный должен быть вне морали. Мораль рабов,
как угнетенных, уступает место морали хозяев, господ. И если в ранних
сочинениях идеал сверхчеловека носит черты эстетическо-аристократического
гения-творца (эллинского типа), то с течением времени он обретает грубые черты
и ярко выраженные расистские признаки. Главной ценностью становится воля к
власти. Такой человек без излишних сантиментов способен расправиться с рабами,
жаждущими получить свои права. «Падающего подтолкни», —говорит Ницше в
«Антихристианине». В своем учении Ницше слишком откровенно раскрывает помыслы и
мотивы деятельности буржуа, расставляет акценты их безнравственности так, что
даже они сами испугались своего портрета. С моралью сочувствия он ведет
беспощадную войну, нападает на изнеженность, эмоциональность, духовную
стадность и равенство демократизма, мелочного торгашества. Он воспевает
сильного человека, которого можно воспитать суровой, жесткой, насильственной
дисциплиной. Он — за кастовую мораль. Любое отступление господ от своей твердой
позиции по отношению к рабам уже ведет к ослаблению жизнеспособности, к упадку,
декадансу, ухудшению расы, породы. Жизнеспособность, раса, здоровые и
нездоровые инстинкты — эти биологические понятия широко входят в этику Ницше.
В целом мораль Ницше противоречива. В ней мы
найдем и остроумную, испепеляющую критику того, что мы могли бы назвать моралью
«третьей силы». Ницше показывает глубокую пропасть в противоречивой природе и
сущности человека как морального существа. Он призывает быть сильным и не
сдаваться ни при каких обстоятельствах, бороться, во что бы то ни стало. Он
против ханжества, лицемерия, фальши в человеческих отношениях. Нравственность
подлинная основывается на искренности, открытости, желании по-настоящему
помочь, а не погубить слащавым отношением и временной иллюзорной поддержкой.
Если эти положения его морали можно принять, то к антигуманным призывам,
которые были позднее взяты на вооружение фашизмом, следует отнестись
критически. Анализ этических учений в период Новой и Новейшей истории
свидетельствует, что они изменялись в своем содержании в зависимости от этапов
эволюции самой индустриальной цивилизации.
Комментарии
Отправить комментарий