Педагогический этикет 4 курсу отделения философия Этика

Уважаемые студенты!
Сегодня мы обсудим  одну из тем  блока  "Этикет преподавателя. а именно  "Профессиональная деформация и профилактика профессиональной деформации" 

Свои рассуждения (ответы) прошу отправить по электронной почте tanagar1303@mail.ru 

Вопросы: 
Напишите эссе «Мое понимание педагогической этики и причины профессиональной деформации» 
1. Профессиональная деформация
2 Причины и сущность профессиональной деформации
3. Профилактика профессиональной деформации педагога

Этика, философски осмысливая и исследуя проблемы практической жизни людей, проникает во многие области окружающего мира. Это обусловлено, прежде всего, тем, что актуализируется и становится все более значимой необходимость формирования нравственной культуры людей во всех сферах их жизнедеятельности. Педагогический процесс как целостное явление основывается на этических положениях, которые необходимы и значимы для профессиональной деятельности педагога, поскольку требованиям целостного педагогического процесса отвечает только та деятельность, которая приводит к социализации воспитанников, оказывает сбалансированное влияние на все сферы личности - сознание, чувства и волю. Кроме того, эта деятельность должна быть наполнена нравственно-эстетическими элементами, вызывать положительные переживания и стимулировать мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающего мира. Целостность педагогического процесса достигается через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемым влиянием на него в процессе жизнедеятельности, которое необходимо, поскольку идея образования происходит из двойственности человеческой природы. Образовательный процесс должен помочь человеку избавиться от диктата своей природной индивидуальности, осознать свою причастность ко всеобщему. В процессе образования, человек учится смотреть на мир с всеобщей, духовной точки зрения; учится владеть собой, сдерживать проявления эгоизма, учитывать интересы других, добиваться общих целей; учится понимать, предвидеть, объяснять свои и чужие действия. В системе прикладного этического знания особое место занимает этика педагога. Педагогическая этика предписывает нормы, принципы и требования к отношениям и поведению педагога в рамках профессиональной деятельности. Рассмотрение этих вопросов является предметом педагогической этики, в частности, это - закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.
Обучение в целостном педагогическом процессе основывается на профессиональной этике. Так, например, образовательная функция обучения предполагает вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Эффективное решение этих задач возможно только в том случае, если педагог будет подчиняться нормам педагогической этики. К примеру, неэтично создавать для детей неоправданные трудности, неэтично дезинформировать человека. Поэтому педагог должен с большой ответственностью относиться не только к добротности (истинности, проверенности) преподаваемых им знаний, но и к форме и последовательности их изложения, поскольку одна и та же информация, как известно, может быть воспринята и понята по-разному, в зависимости от структуры, которая будет придана этой информации при ее изложении, от предшествующей ей информации и последующей. Например, с точки зрения этики весьма продуктивным будет рассмотрение проблемы последовательности излагаемого учебного материала. Действительно, недопустимо тратить драгоценное время - свое и детей - на передачу информации, которая не будет усвоена, а именно это произойдет, если при передаче этой информации не будет соблюден принцип последовательности.
Нельзя включать в учебный материал слова, которые заблаговременно не были абсолютно ясно поняты и прочно усвоены каждым учеником. Ведь человеческий мозг отторгает весь раздел предложенных знаний, если в этом разделе всего лишь малая, и как может показаться, незначительная частичка не до конца ясна. Все новые знания должны базироваться на старых, известных: нельзя определять неизвестное через неизвестное, поэтому в определении любого термина, изложении любой научной идеи - как простым, так и сложным языком - не должно быть ни одного непонятного слова, а также никаких логических противоречий. Малейшее несоблюдение этого принципа приведет к отторжению всего информационного блока, а вовсе не той его малой части, которая в нем непонятна.
Этика отношений в системе «педагог-учащийся» предполагает партнерство, умение вести плодотворную дискуссию. Это наиболее успешно реализуется при использовании исследовательских методов обучения. Особое значение в этих условиях приобретает принцип научности обучения, предполагающий соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. С одной стороны, научный стиль у только что начавшего изучать какую-либо проблему человека вызывает едва ли не «опьянение» - насколько солидно и серьезно ему излагается предложенная проблема. А значит, и знания, излагаемые данным стилем, весьма серьезны и полезны, а это, в свою очередь, заметно повышает мотивацию к обучению. С другой стороны, научность должна быть дозированной, т.е. синтаксическая, лексическая и стилистическая глубина текста, вызывающая приятное и вполне терпимое умственное напряжение у студента, явно неприемлема для младшего школьника, хотя и у младшего школьника стремления к серьезности и научности ничуть не меньше, а возможно даже больше, чем у старшеклассника. Если же говорить о научности с чисто технической стороны, то мы вновь придем к известному требованию - нельзя назвать научной ту информацию, которая содержит то, что нельзя проверить, хотя бы умозрительно.
Для приобретения этических навыков студентам на занятиях, предлагается разбор педагогических ситуаций, эпизодов различных занятий с целью осмысления того, какому именно этическому требованию противоречит та или иная ошибка педагога, и как бы они подошли к планированию, организации образовательного процесса, чтобы эти ошибки не допустить. Подчас ради того, чтобы избежать какой-то мелкой ошибки, приходится переосмысливать структуру всего занятия.
Соотношение преподавания и учения в современных стратегиях высшего образования во всем мире складывается в русле тенденции к смене парадигм, которая заключается в переходе от традиционного преподавания к самостоятельному учению, т. е. баланс сдвигается в сторону самого обучающегося. В рамках этих требований оценка знаний студентов, в частности, осуществляется не в конце учебного курса, а в начале, в середине и в конце курса.
Следует отметить, что студенты или ученики придают огромное значение владению педагогической этикой педагогами образовательных учреждений.


Вопрос: Назовите этические и эстетические приемы педагога

Этикет есть внешнее отражение внутренней культуры человека, его моральных качеств. Это особая форма проявления его нравственной культуры, в которой выражаются внимание, уважение к другим людям, способность заботиться о них. Правда, у малообразованного человека его внутренняя духовность, доброта, порядочность из-за незнания правил этикета может внешне и не проявляться. И наоборот, изысканные манеры обходительного «пижона» не обязательно свидетельствуют о его нравственной культуре.
-Этикет – это принятая в обществе эстетическая форма проявления нравственной культуры. Это связано с тем, что все виды своего общения и поведения – речь, обращение к другому при встрече и прощании, манеру двигаться, стоять, сидеть, носить одежду, есть – человек старается строить«по законам красоты». Не случайно мы говорим: «красивые манеры», «красивое поведение», «красивые жесты».
-Этикет носит всеобщий характер, так как он распространяется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как следует разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, семье, общественных местах, на улице и т. д. Без соблюдения норм этикета невозможны межличностные, культурные, профессиональные, деловые и даже политические отношения, ибо нельзя существовать, не налагая на свое поведение определенных ограничений.
-Нормы этикета носят условно-согласительный характер по поводу того, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Эта условность объясняется тем, что задача этикета – предложить людям такие стереотипы поведения, которые смогут облегчить им общение и взаимопонимание.
-Этикет содержит в себе общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся столетиями и свойственные многим народам. Поэтому они соблюдаются (или должны соблюдаться) представителями не только какого определенного общества, но и всеми людьми (например, простые правила вежливости, приветствия, выражение благодарности).
-Этикет отражает специфические национальные особенности, поскольку различные народы вносили в этикет свои поправки и дополнения, связанные с традициями их собственной культуры. Поэтому многие обычаи, обряды, ритуалы соответствуют историческим условиям жизни разных народов. Так, проведение праздников, свадебные обряды и т.п. отмечаются у разных народов по-разному, отвечая их нравственно-эстетическим потребностям.
Требования этикета не являются абсолютными, они относительны и носят исторический характер; их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельств. По мере изменения условий жизни людей, роста образования и культуры в обществе одни правила сменяются другими. Поэтому то, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым и наоборот. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
В современных условиях этикет отражает процесс демократизации социальной жизни. Он упрощается, становится более свободным и естественным, приобретает характер повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям безотносительно к их общественному положению. Эти требования приличия воплощают общие представления о достоинстве человека, включают простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. Внимание к внешней форме проявляется в этих правилах постольку, поскольку в них отражаются представления о красоте поведения и внешнего облика человека. Таким образом, современный этикет в большей степени рассчитан на сближение людей, объективно различающихся по своему социальному статусу и исполняемым социальным ролям.
Подчеркнем, что, тем не менее, этикет определяет внешние формы, технические аспекты поведения. Знания правил этикета и их механического воспроизведения недостаточно, чтобы считаться культурным человеком. Для этого человеку необходимо сознательно исходить из основных принципов, лежащих в «глубинах» этикета как совокупности правил, задающих внешние параметры человеческому общению. К ним относятся следующие принципы этикетного поведения.
Принцип гуманности. Выражает сущность культуры поведения, требуя уважения человека, доброжелательного к нему отношения. Однако напомним, что нельзя отождествлять правила этикета и нормы морали. Последние выступают в качестве предписаний общего порядка. Они задают направление жизнедеятельности человека по всему периметру его жизни и определяют его личностно-психологические особенности. Моральные нормы имеют мировоззренческое значение и выступают стратегией поведения. Правила этикета конкретны и дают тактические рекомендации по поведению в заранее оговоренных условиях и ситуациях.
Принцип целесообразности действий. Если человек не знает, как действовать в нестандартной, непривычной ситуации, то следует руководствоваться принципом целесообразности, удобства, полезности. При этом имеется в виду, что целесообразность и полезность распространяются на всех участников процесса общения («правило взаимности»). Основываясь на данном принципе, этикет, однако, не требует однозначности порядка действий. Жизнь настолько многообразна, что в ней нередко возникают ситуации, не предусмотренные правилами. Поэтому этикет предполагает возможность свободного выбора и творчества, опирающегося на здравый смысл.
Принцип эстетики поведения. Этикет предполагает единство формы и содержания, поэтому доброе, справедливое, уважительное отношение к людям должно быть красиво оформлено. Эстетическая логика поведения такова: «это неприлично, потому что некрасиво».
Принцип соблюдения народных обычаев и традиций. Среди повседневных этикетных правил существуют такие, целесообразность которых трудно объяснить с позиций жизненной логики. Многие нормы возникли так давно, что утратили свой первоначальный смысл и значение. В настоящее время они представляют собой обычаи и традиции, которые закрепились в культурном опыте данного народа и предполагают более или менее неукоснительное исполнение по логике «так принято».
Приоритетным среди вышеперечисленных принципов является первый (принцип гуманности), в основании которого находятся гуманистические ценности. Их можно назвать «базовыми» ценностями этикета – вежливость, тактичность,скромность,чуткость,внимательность,точность.
1) Вежливость–это поведение, соответствующее принятым в обществе правилам приличия и манерам. Манера – от фр.maniere– способ держать себя, внешняя форма обращения с людьми, которая носит конкретно-исторический характер. Известно прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» – эта «сумма маленьких жертв», приносимых нами людям, с которыми мы вступаем в отношения. За всем многообразием относительных, иногда спорных правил и форм поведения проступает то, что является главным в вежливости – внимание и уважение к окружающим людям, готовность оказать услугу каждому, кто в ней нуждается. Истинная вежливость непременнодоброжелательнаиискренна. По мнению лорда Ф. Честерфилда (английский дипломатXVIIIв.), «…вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты. Без них никакие знания, никакое совершенство не предстают в надлежащем свете. Без них ученый превращается в педанта, философ – в циника, военный – в грубого скота, так что и с тем, и с другим, и с третьим неприятно даже встречаться…».
Вежливость существует в различных формах:
корректность– подчеркнуто официальная (часто служебная) вежливость, умение держать себя в руках в любых обстоятельствах, в том числе конфликтных;
учтивость– почтительная вежливость, проявляемая по отношению к старшим;
любезность– стремление быть приятным и полезным другому человеку;
деликатность– мягкость, тонкость в понимании других, бережность обращения с ними.
2) Тактичность–это чувство меры в человеческих взаимоотношениях, моральная интуиция воспитанного человека, подсказывающая ему наиболее тонкую, осторожную, деликатную линию поведенияпо отношению к окружающим. Это умение чувствовать ту грань, за которой может возникнуть чувство обиды у другого человека. Тактичность – это умение всегда учитывать конкретные обстоятельства общения: разницу в возрасте, пола, общественного положения, место разговора, наличие посторонних и т.д. Ситуации, в которых может проявляться тактичность, бесчисленны. Тактичность включает в себя умение не замечать оплошностей другого, не делать замечания в присутствии других людей, не задавать вопросов, которые ставят собеседника в неловкое положение, не унижать другого человека, позволяя ему сохранить чувство личного достоинства. Тактичный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только в официальной обстановке, но и дома.
3) Скромность–это умение сопоставлять самооценку с мнением окружающих людей, адекватно оценивать свою значимость. Скромность предполагает естественность поведения. Скромный человек, по В. Далю, – это сдержанный, умеренный, простой, пристойный человек. При этом скромность не есть скованность, робость, которые могут быть проявлениями комплекса неполноценности или отсутствия навыков свободного культурного общения. Неуверенность и смущение иногда пытаются скрыть при помощи развязности и напористости или, напротив, – болезненной сосредоточенности на своем поведении, переживании чувства одиночества, отчуждении от других людей.
Вместе с тем, помня, что «мир без меня был бы неполный» (А. Платонов), «предъявляя» миру в процессе самореализации свою индивидуальность, человек не должен страдать «сверхскромностью», а должен уметь быть достаточно решительным и активным в критических обстоятельствах, при отстаивании собственного мнения. Но следует делать это, не вызывая у других внутреннего сопротивления, враждебности и желания «сразиться». (Спокойствие, дипломатичность, готовность к пониманию аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация – вот решение противоречия между скромностью и твердостью в отстаивании своего мнения).
4) Внимательность–это заботливость о человеке, готовность оказать ему помощь, которая основывается на подлинном интересе к другому человеку, желании утвердить или повысить его статус, помочь преодолеть сопутствующие трудности.
5) Чуткость– это способность понимать и считаться с чувствованиями, переживаниями другого человека, улавливать оттенки его настроения, способность доставлять другому как можно меньше неприятностей и неудобств.
6) Точность–это умение ценить данное слово, выполнять то, что обещано. Изречение французского короля ЛюдовикаXVIII«Точность – вежливость королей и долг всех добрых людей» превратилось в кредо культурного человека.
Следует также обратить внимание на общие правила поведения, которые закрепляют, в частности, «неравенство» людей в области этикета, выражающееся впреимуществах,  которые имеют:
Женщины перед мужчинами;
старшие перед младшими;
начальник перед подчиненными,
больные, слабые, инвалиды перед здоровыми.
В середине Iтысячелетия до н. э. китайский мыслитель Конфуций сформулировал «золотое правило» поведения:«Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, выше этого нет ничего».
   В специальной литературе последних лет обозначено несколько подходов к определению сущности понятия «педагогическая культура». Отдельные авторы представляют ее как часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности. Другие видят в ней сущностную характеристику целостной личности, способной к диалогу культур в индивидуально-личностном плане. Третьи под ней понимают динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения, в качестве компонентов которых выделяются педагогическая позиция и личностные качества, профессиональные знания и культура педагогического мышления, профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности, саморегуляция личности и культура профессионального поведения.
Анализ представленных подходов позволяет выделить в них некоторые общие позиции, касающиеся рассмотрения педагогической культуры специалиста как одного из элементов его личностной сферы. Учитывая это, ряд педагогов-исследователей (А.В.Барабанщиков, С.С.Муцынов и др.) предложили рассматривать педагогическую культуру как специфическое проявление общей культуры человека в педагогической сфере его деятельности. Вследствие этого она представляет собой сложное динамичное интегральное образование, отражающее определенный уровень развития личностных качеств, психолого-педагогических знаний, а также практических навыков и умений, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной деятельности.
Сущностной анализ представленного понятия «педагогическая культура» позволяет выделить в ней несколько особенностей, раскрывающих как эволюцию их формирования и развития, так и сферу применения. Это послужило основанием для ее достаточной систематизации и отражения ее общих признаков и особенностей в виде трех уровней.
·     Реликтовый уровень (лат. relictum – остаток, память) включает в себя педагогические установки, нормы, способы и формы педагогического процесса, вызванные к жизни предшествующей эпохой. Это продукт традиционной культуры, который основывается на том, что процессы обучения и воспитания организуются как бы «по памяти», посредством реализации имеющегося эмпирического опыта предшествующей жизни. Именно этот уровень часто реализуется в деятельности непрофессиональных педагогов (например, родителей и других членов семьи), а также многих руководителей, не имеющих достаточной психолого-педагогической подготовки или не учитывающих имеющиеся знания в своей профессиональной деятельности.
·     Актуальный уровень обеспечивает реальное функционирование педагогического пространства учреждения, организации, выстроенного по требованиям действующего социального заказа. Это педагогические преобразования внутри системы, выдерживающие жесткие нормы, требования и правила на предмет «чему учить» и «каким быть» в условиях конкретного учреждения.
·     Потенциальный уровень  содержит педагогические программы, обращенные в будущее. Это собственно педагогическая инноватика, цели которой – подготовка образовательных, производственных и других систем к требованиям завтрашнего дня. Часто эти программы не оцениваются по достоинству специалистами, которые не могут увидеть перспектив развития или в силу стихийно сложившегося стиля управления не приветствуют принципиальных нововведений. Когда общество статично, этот уровень педагогической культуры развивается в жестких условиях непринятия. В динамичном обществе его представители становятся генераторами конструктивных преобразований. Потенциальный уровень педагогической культуры обеспечивает режим развития управленческих функций. Он представлен, прежде всего, деятельностью личностей новаторского склада (как ученых, так и практиков) и включением общества в решение проблем совершенствования всех сфер жизни общества.
Анализ сущности и уровней педагогической культуры позволяет выделить две группы ее компонентов.
1.    Компоненты личностного плана представляют собой педагогическую направленность, педагогическую эрудицию, педагогическое творчество, педагогическое мастерство, а также педагогическую технику и культуру речи.
2.    Компоненты деятельностного плана включают в себя педагогическое целеполагание, стиль педагогической деятельности, педагогическое общение и поведение, самосовершенствование в педагогической деятельности.
Необходимо четко знать и понимать характеристику представленных структурных компонентов педагогической культуры.
Характеристика структурных компонентов
Важнейшей характеристикой личности педагога высшей образовательной квалификации выступает педагогическая направленность. Под ней принято понимать систему целей и установок, стремлений и эмоциональных реакций, идеалов и убеждений человека, выражающих его отношение к педагогическим аспектам профессиональной деятельности и определяющим образом влияющих на ее содержание и результаты. В содержании педагогической культуры она выражается следующими компонентами: педагогическим интересом; склонностью к педагогической деятельности; стремлением к педагогическому труду; системой профессиональных специфических отношений; педагогическими убеждениями. Определяющим показателем педагогической направленности выступают педагогические убеждения – сплав знаний, чувств.
Педагогическая направленность учителя тесно связана с другим качеством – педагогической эрудицией. В ее содержании, как составной части педагогической культуры, важную роль играют психолого-педагогические знания о личности, его темпераменте, характере, интеллекте, природе зарождения конфликтов в группе, в коллективе, путях их предупреждения и разрешения, средствах, методах и способах взаимодействия с личностью, путях самовоспитания, самообразования и др.
Успешное решение сложных педагогических задач в профессиональной деятельности не возможно без творческого подхода. Педагогическое творчество выступает как специфическое качество, основанное на закономерностях психологии и педагогики. Оно направлено на совершенствование и развитие методических систем, разработку новых условий и форм, идей и опыта, средств и способов обучения. Педагогическое творчество учителя также предусматривает выработку оригинальных приемов воздействия на личностную сферу обучающихся.
В основе педагогического мастерства учителя лежит высокий уровень развития его нравственных качеств, диалектическое мировоззрение. Проявление им творчества в профессиональной деятельности обусловлено наличием совокупности развитых качеств, прежде всего творческого мышления, профессиональных и психолого-педагогических знаний, педагогических способностей. Не менее значимы навыки и умения профессионального обучения и воспитания подчиненных, чувство нового и ответственности за педагогические последствия принимаемых решений, педагогическое лидерство и др.
Важными компонентами культуры педагога является его педагогическая техника и культура речи. Первая по своему содержанию представляет собой совокупность навыков и умений осуществления педагогического взаимодействия с обучающимися. В нее входят навыки в организации и проведении специальных профессиональных занятий и воспитательных мероприятий, умение осуществлять служебную деятельность с учетом ее педагогических аспектов, навыки руководства процессом самообразования, умение применять современные технические средства в процессе проведения профессиональных занятий и воспитательных мероприятий. Культура же речи представляет особую область педагогической техники и выступает внешним показателем уровня общей культуры педагога, основным инструментом его педагогического взаимодействия с обучающимися. Отличительными признаками педагогической культуры речи выступают ясность, краткость, правильность, уместность, эмоциональность.
Педагогические качества, составляющие ядро профессиональной деятельности педагога, проявляются, реализуются и развиваются в его работе. Важнейшей характеристикой педагогической деятельности учителя является ее педагогическое целеполагание. Под ним понимается система целей и установок, определяющих педагогическое содержание деятельности, ее направленность на решение задач профессионального обучения и воспитания обучающихся. В нем находит свое выражение педагогическая направленность личности педагога и его педагогическая предрасположенность. В его основе лежат мотивы – внутренние силы, которые побуждают его к активности в учебно-воспитательном процессе. Налицо тесная взаимосвязь мотивации личности (убеждения, взгляды, чувства, интересы, желания, стремления) и характера совершаемых действий.
Целеполаганием профессиональной деятельности педагога во многом обусловливается стиль его педагогической деятельности. Обычно под ним понимают способ осуществления педагогических действий, отличающийся совокупностью своеобразных элементов. В этом плане различают стиль работы, стиль поведения, стиль воспитания. Для характеристики стиля педагогической деятельности педагога наиболее приемлема первая из этих сторон. В этой составной части профессиональной педагогической деятельности специалиста высшей образовательной квалификации находят выражение такие компоненты педагогической культуры, как педагогическая эрудиция, педагогическое творчество и педагогическое мастерство.
Профессиональная деятельность осуществляется в процессе общения и поведения педагога. Эта сторона педагогической деятельности является важнейшей характеристикой профессиональной деятельности. Педагогическая направленность общения предполагает умение педагога продолжать выполнение основной задачи профессиональной деятельности, используя различные формы и методы своей работы. Ее содержание тесно связано с педагогической направленностью и мастерством.
В профессиональной деятельности педагога общение занимает особое место и является его обязанностью, ибо сама природа педагогической деятельности немыслима без общения. В то же время это не просто контакты, а важная форма социально-психологического взаимодействия людей. Путем общения в профессиональной деятельности осуществляется обмен информацией, формируются установки личности, ее позиция, правила и приемы поведения и т.д. Общение выполняет важнейшую функцию обратной связи в профессиональной деятельности педагога. Формирование педагогических отношений требует от педагога личностного самосовершенствования в процессе своей профессиональной деятельности. Этот процесс осуществляется по двум основным направлениям.
Во-первых, самовоспитание. Как составная часть формирования педагогической культуры педагога  в ходе его профессиональной деятельности, оно представляет собой процесс целеустремленной и систематической работы, направленной на формирование у себя положительных и устранение отрицательных качеств.
Во-вторых, самообразование. В педагогическом аспекте оно является процессом целеустремленной работы педагога по расширению и углублению не только своих профессиональных, но и педагогических знаний, совершенствованию имеющихся навыков и умений учебно-воспитательной работы.
Организационной формой, в которой решаются задачи самосовершенствования, выступает самостоятельная работа педагога. Ее основными видами в плане педагогической деятельности являются: самостоятельное изучение педагогической литературы; анализ педагогического опыта; самоупражнения и самотренировки во владении педагогической техникой, элементами взаимодействия с сотрудниками в процессе совместной профессиональной деятельности.
Понимание и осознание педагогом сущности процесса самосовершенствования можно достичь при определенных условиях. Прежде всего, его самостоятельная работа должна рассматриваться с точки зрения формирования активной педагогической позиции по отношению к событиям и явлениям, происходящим в стране, регионе. Здесь важно понимание того, что самовоспитание не добровольный акт, а общественно необходимый процесс и потребность личности. Руководитель должен осознавать то, что это не просто пополнение знаний, оторванное от содержания профессиональной деятельности. Ему свойственны человеческие взаимоотношения, исключающие проявления формализма и других негативных явлений. Он также должен быть убежден в том, что постоянное систематическое самосовершенствование личности - это, с одной стороны, важный неотъемлемый компонент высокой педагогической культуры, а с другой – один из основных методов ее формирования и развития, которые выступают в органическом единстве.
Профессиональная деятельность педагога находит свое законченное выражение в ее эффективности, под которой понимается конечный результат, достигнутый педагогом на том или ином ее отрезке и полученный с помощью профессиональной самооценки.
Педагогическая культура как сложное интегральное явление характеризует личность учителя, степень овладения им педагогическим опытом, накопленным в обществе, и реализации его в своей повседневной профессиональной деятельности. Анализ данного явления показывает его сложность по содержанию, включающую внутреннюю и внешнюю составляющие в виде личного педагогического опыта и индивидуального стиля педагогической деятельности. Ядром педагогической культуры педагога выступает собственно личность с ее индивидуальностью и неповторимостью, которая формирует соответствующую технику педагогической деятельности.
В специальной литературе под педагогической техникой понимается комплекс навыков и умений, приемов и средств, с помощью которых достигается эффективность применяемых методов педагогического взаимодействия, как с отдельными обучающимися, так и с коллективом  в целом.
Педагогические исследования свидетельствуют о том, что, исходя из особенностей педагогической техники, как педагогического явления, выделяются две ее стороны: объективная, когда речь идет об общих приемах педагогиче­ской деятельности, свойственных всем педагогам, и субъективная (индивиду­альная), когда рассматриваются умения и навыки конкретных людей пользоваться этими приемами. Иными словами, объективная область педагогической техники применительно к педагогической культуре представляет собой технику решения педагогических задач. Субъективная же (индивидуальная) проявляется в виде педагогических умений и навыков педагога. В этом случае в ней можно выделить следующую структуру:
§  приемы и способы организации профессионального обучения, различных воспитательных мероприятий (индивидуальные и групповые беседы), специфические элементы взаимодействия с обучающимися, такие, например, как постановка голоса, тон обращений, стиль и культура речи, жесты, мимика и др. К этой же группе элементов педагогической техники следует отнести индивидуальный эмоциональный стиль, демонстрируемый в процессе педагогического взаимодействия, и способность к принятию рискованных педагогических решений и др.;
§  технология изучения и учета личных качеств отдельных обучающихся и психологических проявлений групповой психологии, использование в воспитательных целях создаваемых педагогических ситуаций, групповых процессов;
§  приемы и способы использования современных информационных технологий для решения задач профессионального обучения  и воспитания;
§  способы и приемы педагогического учета и контроля эффективности решения педагогических задач, результатов различных мероприятий воспитательной работы, отношения сотрудников к исполнению возложенных на них профессиональных обязанностей.
Основной сущностной характеристикой педагогической техники, как области знаний, является категория «прием», который с точки зрения общеязыкового толкова­ния представляет собой способ в осуществлении чего-нибудь, отдельное действие, движение. В психолого-педагогической литературе он рассматривается чаще всего в контексте приемов обучения и воспитания, в тесной связи с понятиями «действие» и «операция». Их взаимозависимость В.К.Бабанский описывает так: «Дея­тельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, кото­рые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осущест­вления действия называют операциями. Совокупность определенных операций мож­но назвать приемом». Следовательно, опираясь на вышеприведенное определение, прием можно рассматривать как способ выполнения действия посредством определенных операций. В то же время приемом может являться и само действие.
С категорией «прием» напрямую связана категория «умение», определяющая уже практический уровень проявления педагогической техники. Под умением понима­ется успешное выполнение какого-либо действия или более сложной деятельности с применением, а нередко и выбором наиболее эффективных приемов, с учетом определенных ус­ловий.
Педагогическая техника как педагогическое явление имеет свою сферу функ­ционирования. Ее можно определить с опорой на общепринятое в педагогике пони­мание психологической структуры педагогической деятельности  учителя как взаимосвязи, системы и последовательности его действий, направленных на дости­жение педагогических целей через решение длинного ряда педагогических задач.
Педагогическая техника учителя реализуется в процессе его профессиональной деятельности, отражает ее особенности, но не подменяет содержания. Она носит выраженный индивидуально-личностный характер, про­является сквозь призму личности учителя и эффективна только тогда, когда он творчески подходит к профессиональному обучению и воспитанию различных обучающихся. Вме­сте с тем она тесно связана и зависит от личностных качеств самого педагога, его мышления, знаний и стиля поведения.
     Специальное изучение педагогических аспектов профессиональной деятельности педагога свидетельствует о том, что большинство приемов, состоящих из ряда операций, имеет выработанные психо­логией и педагогикой правила их успешной реализации. Например, применительно к использованию жестов существуют следующие правила:
         жесты должны быть непроизвольными;
         жестикуляция не должна быть непрерывной;
         жест не должен отставать от подкрепляемого им слова;
         жестикуляция должна быть разнообразной;
         жесты должны соответствовать характеру речи.
        Правила реализации приемов могут быть сформулированы и как усло­вия эффективности применения того или иного приема. Причем, как
показывают не­которые педагогические исследования, полезно при овладении тем или иным прие­мом выявлять условия как эффективного, так и неэффективного его использования.
      Вывод: педагогическая культура учителя,  является важным элементом его профессиональной деятельности. Она требует постоянного совершенствования в целях соответствия всем задачам профессионального обучения и воспитания. При этом важно, чтобы учитель уделял достаточное внимание состоянию педагогической техники и принимал необходимые меры по ее развитию и совершенствованию в процессе своей профессиональной деятельности. Этому во многом способствует знание и соблюдение требований педагогической этики.

Следует отметить, что на протяжении всей своей истории этика выступала одновременно и как знание о морали (ее происхождении, сущности, содержании и т.д.), и как практическая философия в виде учения о правильной и достойной жизни. Тем самым она была наделена двумя функциями: познавательно-просветительной и нравственно-воспитательной. Относительная самостоятельность и несовпадение этих функций послужили причиной постепенного обособления в составе этики двух взаимосвязанных частей – теоретической и нормативной, ориентированных соответственно на познание морали и жизнеучение.
В настоящее время теоретическая этика - это наука, описывающая и объясняющая мораль как особое социальное явление. Она отвечает на вопросы что такое мораль, чем она отличается от других общественных феноменов, каково ее происхождение, как она менялась исторически, каковы механизмы и закономерности ее функционирования, в чем заключается ее социальная роль и т.д.
Нормативная этика представляет собой систему моралистических (моральных) рассуждений, имеющих целью поддержание и сохранение в обществе фундаментальных нравственных ценностей. Она призвана формулировать ответы на вопросы о добре и зле, о правильном поведении человека в обыденных жизненных ситуациях и т.д. В связи с этим нормативная этика провозглашает и отстаивает определенную моральную позицию, выражая ее в виде нравственных идеалов, принципов, правил и норм поведения. Она обращена, прежде всего, к критически мыслящей личности, способной поставить под сомнение любые постулаты. Разумные доводы в пользу тех или иных положений нормативной этики способствуют превращению внешнего для личности социального императива (моральной нормы) во внутренний импульс (например, чувство профессионального долга, нравственную мотивацию поведения и т.д.).
Выработка и обоснование нравственных императивов нормативной этики применительно к единичным или типовым ситуациям, с которыми люди сталкиваются в своей личной, профессиональной или общественной жизни, - область деятельности создателей профессиональных этических кодексов (педагогическая этика, этика сферы услуг, этика бизнеса и т.п.). Вся эта деятельность представляет собой конкретизацию и практическое применение некоторых общих этических принципов. Следовательно, особенность нормативной этики заключается в том, что она подводит рациональное основание под фундаментальные ценности, которые служат ориентиром для повседневной практики.
Нормативные требования педагогической этики профессиональной деятельности формируются на соответствующих положениях двух составных частей общей этики – профессиональной и педагогической. Профессиональная этика рассматривается как кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые возникают в процессе из их профессиональной деятельности. Ее особенностью является тесная связь с деятельностью членов конкретной учебной, производственной и т.д. группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов, этических категорий и правил. Также педагогической этикой раскрывается нравственный характер профессиональной деятельности специалистов сферы образования, нравственные отношения в профессиональной среде, основы педагогического этикета людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Первые элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.
По мере своей эволюции педагогическая этика формировала присущие ее времени этические требования. Так, например, философы античного общества (Демокрит, Платон, Аристотель и др.) в своих работах писали о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения. В то же время Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогической этики на профессиональный уровень – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребенка в процессе учебы и ее результатах.
В эпоху средневековья общество не интересовала проблема разработки вопросов педагогической этики ввиду доминирования религии в сфере общественного обучения и воспитания.
В эпоху Возрождения эти вопросы получили последовательное развитие в трудах М.Монтеня, Я.А.Коменского, Дж.Локка и др. В качестве правил педагогической этики предполагалось обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать «душевные склонности ребенка», не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником. В ряде работ делается акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критике формально-показного выполнения учительских обязанностей, уделяется внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником и т.д.
Представители эпохи Просвещения (Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Дистервег и др.) сформулировали требования к нравственному облику учителя, выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Они считали, что учитель должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. В связи с этим истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировать идеи трудового и нравственного воспитания.
Качественно новый этап в разработке проблем педагогической этики связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей эпохи Просвещения. В частности, большое внимание этому вопросу уделял Н.А.Добролюбов, который в своих работах доказывал, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твердых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.
В советское время разработку проблем педагогической этики мы находим в трудах В.А.Сухомлинского, В.И.Писаренко, И.В.Чернокозова и др. Ими неоднократно подчеркивалось, что этические требования должны отражать живые человеческие отношения между педагогом и детьми.
В последние годы перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач, которые могут быть разделены на теоретические и прикладные. В их числе исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучение процесса формирования нравственных потребностей педагогов, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога в связи с переориентацией отечественной педагогической теории и практики на гуманистические позиции и др.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельную составную часть профессиональной этики. Рассмотрим наиболее общее содержание связанных с этим категорий.

Кодекс педагогической этики определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из его основ является установление основных требований (правил), которые определяют отношение педагога к самому себе, педагогическому труду, ученическому и педагогическому коллективам и т.д.

Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль также играет взаимодействие педагога с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения педагогом положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Она имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д.
Справедливость это также нравственное качество педагога и оценка мер его взаимодействия с учащимися, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика же педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на нее находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости, в связи с чем определение меры объективности в большей степени зависит от педагога. К тому же общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой, вследствие чего педагогически продуманное действие педагога может и не осознаваться учениками.
Педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В нем также предусмотрена необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.
Педагогическая честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический  авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Его уровень определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к профессиональной деятельности и т.д.
Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание дает обобщенное теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления. В то же время в индивидуальном нравственном сознании отражается еще и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует, что существенно влияет на формирование нравственных взглядов педагога, его нравственного сознания. Одним из элементов нравственного сознания является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.
Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики, рассматриваемой как педагогический такт. Это связано с тем, что нравственное творчество педагога включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и ее значимости в отношении к обществу, педагогической профессии, осмысление сложных обстоятельств ситуации и условий ее возникновения, необходимость выбора лучшего вида поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.
Педагогический такт также выступает формой реализации педагогической морали в деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие. Следовательно, такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и его субъективного восприятия другими людьми. В нем проявляется поиск более легкого и менее болезненного пути к цели, что обусловливает творчество и поиск в педагогической деятельности. В числе основных составляющих элементов педагогического такта можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
         Особая общественно-государственная роль профессионального труда определяет специфические цели и задачи, нравственные потребности и мотивы деятельности, формы ее организации и стимулирования, особые, более строгие профессионально-этические критерии ее оценки и регуляции. В связи с этим важнейшими мотивами педагогического труда выступают такие этические категории, как глубоко осознанный педагогический долг, высокая личная ответственность учителя за обучение и воспитание учащихся.
Вследствие вышеизложенного педагогическую этику профессиональной деятельности в самом общем плане можно определить как сложную систему моральных связей и отношений, нравственно-педагогических требований, принципов и норм, которые вытекают из специфики профессиональной деятельности и определяют морально-педагогические убеждения специалиста, его взгляды, установки и чувства в области решения стоящих перед ним профессиональных задач. Все это позволяет ему регулировать свое отношение к учебно-воспитательному труду, своей профессии, окружающим людям и самому себе. Проявляются нравственно-педагогические требования и нормы в его моральном выборе, конкретных действиях и поступках, в реальных качественных характеристиках, высокий уровень развития которых позволяет ему эффективно решать профессиональные задачи.
Педагогический такт профессиональной деятельности представляет собой сложное интегральное качество личности педагога и выражает его высокоморальное отношение к обучающимся и окружающим людям, искреннее уважение их личного достоинства, умение владеть собой и соблюдать педагогически целесообразную меру в применении средств учебно-воспитательного взаимодействия. Такт педагога регулирует его педагогические действия с нравственной стороны. Наиболее полно профессионально-этическая мера целесообразности представлена в признаках (чертах) педагогического такта:
·      требовательности без грубости, унижения личного достоинства и мелочной придирчивости;
·      естественности, простоте общения, не допускающей фамильярности и панибратства;
·      принципиальности и настойчивости без упрямства;
·      внимательности и чуткости без подчеркивания этого;
·      юморе и иронии без насмешливости, унижающей достоинство личности;
·      воздействии в форме убеждений, внушений, предупреждений, предложений и наказаний без подавления и унижения;
·      способности обучать и воспитывать обучающихся без подчеркивания своего превосходства в знаниях и уровне профессиональной подготовленности;
·      умении слушать обучающегося, серьезно подходить к формулировке ответа на его вопрос и других.
Перечисленные признаки педагогического такта проявляются при решении педагога различных учебно-воспитательных задач, что позволяет повышать эффективность и качество их профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ 
Люди проводят большую часть своей жизни на работе, так что нет ничего удивительного в том, что наша профессиональная сфера и повседневные задачи влияют на нашу психику и ум. Этот процесс называется профессиональной деформацией и известен негативным влиянием на эффективность работы и личного развития. Профессиональная деформация личности означает изменения личностных черт, которые происходят во время выполнения профессиональных обязанностей и проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения и физическом образе. Профессиональная деятельность и индивидуальные качества изменяют уровень проявления профессионально значимых свойств, и это оказывает негативное влияние на качество деятельности. Специфика профессиональной деятельности, в свою очередь, может при определенных условиях, оказывать негативные воздействия на психологическую структуру личности, деформируя её. Есть собственные стрессоры и травматические факторы каждой профессии, профессиональная деформация имеет самые высокие воздействия на личность в профессиях, в которых работа связана с людьми — менеджеры по персоналу, медицинские работники, педагоги, психологи, социальные работники и т. д.  Профессиональная деформация выражается в изменении отношения к другим людям — учителя становятся более авторитарными, психологи, как правило, начинают манипулировать людьми и так далее. Есть виды профессиональной деформации, которые могут быть опасны для вашего здоровья, и вы должны лучше познакомиться с ними и быть готовы справиться с этой «производственной травмой». Профессиональная деформация педагога практически всегда сопровождается синдромом эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание является своего рода болезнью, которая может быть охарактеризована растущим безразличием к своим обязанностям, ощущением неудачи и угнетения, которые могут привести к снижению качества жизни, невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. Эмоциональное выгорание, как правило, вызвано выполнением рутинной работы или работы, требующей значительных эмоциональных затрат. Синдром менеджера означает психологическую дезориентацию офисных работников в связи с высоким давлением как внешних, так и внутренних факторов. Это может привести к повышению уровня агрессии, неадекватному восприятию людей и ситуаций, и потере вкуса жизни и неспособности самосовершенствования. К профессиональным деформациям могут приводить следующие факторы: 
-                   высокая степень ответственности за результаты                                                  профессиональной деятельности; 
-                   боязнь ошибок и неудач; 
-                   перегрузки, частое возникновение непредвиденных                                            ситуаций; 
-                   увеличение объема информации, которую необходимо                                      усваивать;
 -                   трудности в семье, вызванные профессиональной                                             деятельностью (дополнительные занятия во внерабочее                                 время, проверка работ дома, и т. д.);
 -                  сужение профессиональных интересов до узкой области                                  специализации; 
-                   аддикция (навязчивая потребность в работе); 
-                   высокий темп жизни; 
-                   необходимость регулярных подработок; 
-                   постоянное стремление к конкуренции; 
-                   дефицит времени, участие в разнообразных видах                                            общественной деятельности;
 -                   неспособность к релаксации. 
 Высокая напряженность из-за специфики работы, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, у молодых специалистов; непонимание, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в развитие коллектива и организации в целом у педагогов старшего возраста также приводят к профессиональным деформациям. Педагоги указывают на существенный фактор профессиональной деформации, который связан с состоянием хронического стресса в связи с негативными психологическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями и напряженностью. Можно выделить профессиональные деформации, влияющие в большей степени на личностные качества, т. е. негативные изменения характера, проявляющиеся в повседневной жизни и на профессиональный уровень. Профессиональные деформации педагога: 
-                   авторитарность; 
-                   демонстративность; 
-                   доминантность; 
-                   педагогическая агрессия; 
-                   социальное лицемерие;
 -                   педагогическая индифферентность; 
-                   неадекватная самооценка; 
-                   информационная пассивность; 
-                   консерватизм; 
-                   монологизм; 
-                   формализм; 
-                   некомпетенность. 
Несмотря на то, что профессиональная деформация неизбежна, в случае использования различных личностно-ориентированных технологий коррекции и средств профилактики, вполне вероятно использование профилактики и в результате успешное преодоление профессиональной деформации. Очевидна необходимость привлечения внимания образования, общественности и самих специалистов к проблеме формирования способности справляться с проявлениями профессиональной деформации личности, умениями и навыками предупреждения профессиональных заболеваний и реабилитации. Давайте рассмотрим некоторые средства профилактики и коррекции профессиональной деформации преподавателей. Прежде всего, это своевременная диагностика профессиональной деформации и разработка стратегии преодоления профессиональной деструкции. Некоторые особенности и явления профессиональной деформации, стереотипы, поведение и оценки могут быть предотвращены путем их понимания, делая их видимыми общественности в ходе различных дискуссий и разговоров. Лучший способ справиться с профессиональной деформацией — наблюдать все признаки надвигающейся опасности и взять отпуск, когда вы чувствуете, что это необходимо. Если вы не можете отдохнуть неделю или две, можно следовать некоторым простым рекомендациям, чтобы выдержать давление вашей работы. Преподаватели должны осознавать профессиональную биографию и разрабатывать альтернативные сценарии дальнейшего личностного и профессионального роста Следует осваивать методы и способы саморегуляции эмоциональной сферы и самокоррекции профессиональной деформации. Это можно отнести к мерам тренингов личностного и профессионального роста. Чтобы избежать профессиональной деформации, необходимо проводить целенаправленную работу, направленную ​​на повышение компетентности (социальной, психологической, образовательной). Переход к инновационным формам и технологиям обучения, проведение соревнований и конкурсов среди преподавателей стимулирует профессиональные достижения. Для снижения ежедневного стресса, составьте списки необходимых дел и используйте правильную технику дыхания, чтобы оставаться спокойным даже в критических ситуациях. Замените кофе с зеленым чаем. Кофе вызывает лишь короткий всплеск активности, в то время как зеленый чай мягко и постоянно стимулирует мозговую деятельность. Практикуйте творческий подход даже к самым рутинным задачам, заставьте ваш мозг искать новые способы решения обычных проблем, чтобы избежать эмоционального выгорания. Делайте ежедневный перерыв от использования технических средств. Если вы часто проверяете электронную почту и занимаетесь поиском информации в Интернете в течение рабочего дня, вам лучше заменить эти действия чем-то более здоровым и активным по вечерам. В общем, если вы сталкиваетесь с какой-то профессиональной деформацией, вы должны замедлиться и переоценить свои приоритеты. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что, выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый педагог испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные — дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности. Таким образом, одним из путей предотвращения профессиональных деструкций у педагогов является объективная оценка личностных, профессиональных качеств педагога, его личного вклада в коллективное дело. [3] В настоящее время разрабатываются рекомендации так как на наш взгляд необходимы организационные изменения, которые могут сыграть главную роль в профилактике профессиональных деструкций педагогов.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Этические и эстетические требования в профессии юриста

Этическая мысль Древнего Востока.

Античная этика: Платон, Аристотель и эллинизм