Традиционные Российские духовно-нравственные ценности. Указ от 9 ноября 2022 г. № 809

 

Традиционные Российские духовно-нравственные ценности

СМЫЛСОСОДЕРЖАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” отмечается, что

 Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

К традиционным ценностям отнесены 17 категорий: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

 Далее позвольте кратко раскрыть содержание понятий (категорий), отнесенных в Указе Президента к ценностям.

1. Жизнь. Слово «жизнь» имеет большое количество определений, общий смысл которых обозначает, что это физиологическое существование человека, животного, всего живого. Любое определение дает лишь научное обоснование понятию «жизнь». Но это понятие гораздо шире для каждого человека или любого другого организма. Это ценность, которую сложно променять на что-то более ценное. Каждый человек по-своему понимает, что для него значит «жизнь». Человек всегда связывает смысл жизни с тем, что ему дорого: семьей, друзьями, здоровьем, страной, религией, материальными благами. Каждый человек стремиться жить лучше сам, сделать лучше жизнь близких ему людей. Можно ли утверждать, что жизнь является высшей ценностью для человека? - Скорее всего, да. Ведь, все остальные ценности, будь они материальные или духовные, личные или общие, все они связаны с наличием жизни. Основные традиционные религии России призывают бережно относиться к жизни любого организма.

2. Достоинство Понятие «достоинство» имеет различные значения и определения. Приведем ряд из них в контексте значения достоинства как ценностного ориентира. 1. Достоинство – это совокупность высоких моральных качеств, их уважение в самом себе. Достоинство – это сознание своих прав, своей значимости. Достоинство – это понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности. Достоинство - категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. Таким образом, достоинство личности – это осознание своего индивидуального и общественного значения, наличие права на уважение, признание обществом ценности человека. Все права и свободы человека вытекают из представлений о достоинстве, присущем человеческой личности. Достоинство не зависит от общественного положения человека, от пола или возраста, от национальной или религиозной принадлежности, от материального его положения. Достоинство определяется совершением соответствующих ему нравственных поступков и отказом от совершения поступков, которые унижают свое или чужое достоинство. Только от самого человека зависит насколько высоко он будет нести свое достоинство и осуществлять свое человеческое назначение. Достоинство должно сохраняться в любых обстоятельствах. В этом смысле понимание собственного достоинства наряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему. Человека с чувством собственного достоинства отличает самоуважение, высокая самооценка, уверенность в своих силах. В достоинстве выражаются такие качества людей, как разум, чувства и воля. В гражданском кодексе Российской Федерации отмечается, что достоинство относится к нематериальным благам, принадлежащим гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Уголовный кодекс Российской Федерации также предусматривает защиту достоинства человека. Распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (то есть клевета), в зависимости от степени тяжести последствий, может повлечь за собой наказание в виде штрафа, обязательных или принудительных работ или даже лишения свободы (до пяти лет). Нематериальные блага. Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. 23 статья Конституции закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

 3. Права и свободы человека Права и свободы человека играют важную роль в современном обществе. Право определяется как «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы». Свобода определяется как «отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого -   нибудь класса, всего общества или его членов». Конституция Российской Федерации определяет, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». 2 глава Конституции Российской Федерации с 17 по 64 статьи рассматривает права и свободы человека и гражданина. Предлагается обратить внимание на некоторые из них: Статья 21. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Статья 2 главы 1 Конституции РФ. - В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения - Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

- Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

- Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

- Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

- Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания.

 - Право частной собственности охраняется законом. Право наследования гарантируется.

- Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

- Каждый имеет право на образование.

- В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

 4. Патриотизм Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Патриотизм - это эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать от врагов . Это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Патриотизм проявляется в верности и преданности гражданина с своей стране и своему народу, в гордости за ее достижения, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриотизм - это чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации. Это межрелигиозное и межнациональное взаимоуважение и развитие дружеских отношений между народами нашей страны. Патриот – тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Нормы традиционных религий России также рассматривают патриотизм как ценностный ориентир. Каждый мусульманин должен делать все возможное, чтобы достойно служить своей стране, повышать ее авторитет, вносить позитивный вклад во все, что служит ее интересам и способствует ее прогрессу. Мусульманин защищает свою веру, свою землю, свою страну и всех, кто заслуживает защиты, в том числе животных и окружающую среду.  

5. Гражданственность Мы живём в России и являемся гражданами нашей страны. Нам, как гражданам страны, должно быть присуще чувство патриотизма и любви к Родине. Гражданственность является нашей нравственной позицией, нашим духовным отношением к обществу и государству. Гражданство - правовой статус человека, который обозначает его особую правовую связь с государством, со взаимными правами и обязанностями Гражданственность — степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества. Надо понимать, что гражданство и гражданственность не одно и это же. Не каждый гражданин проявляет гражданственность. Например, гражданин может нарушать законы, уклоняться от уплаты налогов или службы в армии - такое поведение не совпадает с понятием гражданственности. Гражданственность – это не просто наличие паспорта страны, но и осознание своих обязанностей и прав перед ней. Как граждане, мы несем ответственность за состояние общества в целом и должны регулярно принимать активное участие в его жизни. Гражданственность включает в себя: - уважение к Конституции и закреплённым в ней правам и обязанностям; - уважение к государственным символам нашей страны; - понимание своих прав и свобод, - осознание юридических и моральных обязанностей перед обществом и государством; - ответственность за свое поведение, - уважительное отношение к согражданам и государственной власти. Гражданственность – это стержень личности, вокруг которого формируются все остальные качества. И, конечно же, надо помнить, что защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации. Воспитание гражданственности важное условие сохранения и укрепления ценностных ориентиров в обществе. Гражданственность характеризует взаимоотношения личности и государства, позволяющее человеку чувствовать себя юридически, социально, нравственно, психологически и политически комфортным гражданином. Одной из приоритетных задач государства видится содействие развитию гражданской активности, которая может выражаться в участии в делах государства и общества при сбалансированном соблюдении интересов личности - общества - государства. Реализация идей гражданского воспитания российских граждан на основах гражданственности позволит обеспечить устойчивое развитие общества и государства.

6. «Служение Отечеству и ответственность за его судьбу» Служение Отечеству - это акт преданности и верности своей стране, ее народу и интересам. Это означает готовность защищать свою Родину, ее культуру, традиции и историю, а также участвовать в ее развитии и процветании. Служение Отечеству включает в себя не только военную службу, но и гражданскую активность, участие в общественной жизни и работу на благо своей страны. Ответственность за судьбу Отечества - это осознанное принятие на себя ответственности за будущее своей страны, ее развитие и процветание. Каждый гражданин должен осознавать свою роль в этом процессе и стремиться к тому, чтобы его действия были направлены на благо Родины. Понятие «служение отечеству» включает в себя не только необходимость защиты территориальной целостности государства. Это понятие распространяется и на внутреннюю жизнь общества. Строительство общества, базирующееся на традиционных ценностях, - это тоже служение отечеству. С религиозной точки зрения верующий служит своей стране, потому что в его сердце живёт любовь к народам, населяющим её, любовь к Богу и любовь к ближнему. Статья 59 Конституции Российской Федерации определяет: 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

7. «Высокие нравственные идеалы». Высокие нравственные идеалы - это система духовно-нравственных ценностей, устремляющих человека к достижению высшего, идеального образа нравственной личности путем личного саморазвития. Стремление к идеалу подразумевает ступени достижений. Поэтому, как система ценностей, нравственные идеалы имеют свою внутреннюю иерархию. На первых ступенях, нравственные ценности отсекают безнравственное и запретное и только затем, ведут наверх к достижению высоких идеалов. К ключевым нравственно-образующим ценностям человека можно отнести: честность, достоинство, справедливость, искренность, верность, ответственность, целеустремленность, доброту, благодарность, смирение, веру, великодушие, милосердие, духовность, жертвенность, надежду и любовь. Восхождение по духовной лестнице к высоким нравственным идеалам, начинается с проявления честности и глубокого почитания самого идеала. Вместе эти понятия образуют честь и достоинство. Проявляя жертвенность, человек проявляет героизм, отдавая ближнему то, что для него действительно дорого: время, здоровье, свой труд и в конечном итоге жизнь. Сам героизм - это подвиг, поскольку в его основе лежит любовь к ближним. Отсюда берет своё начало нравственный идеал: «равнение на героев». И наконец, наивысший идеал — это идеал святости, когда человек целиком посвящает свою жизнь Богу. Высокие нравственные идеалы: честь, героизм и святость, глубоко присущи народу России на протяжении всего времени её существования, от Святой Руси до наших дней. Высокие нравственные идеалы – не просто красивые слова, но своего рода жизненный "эталон". Смысловое содержание слова «идеал» означает «идея, первообраз, видеть», что в полной мере раскрывает его сущностное понятие. Абсолютным первообразом для человека, с традиционным типом религиозного сознания является - Бог, создавший человека «по Своему образу и подобию». В этом заложено вечное стремление человека к своему наивысшему нравственному и духовному идеалу — идеалу святости. Высокие нравственные идеалы - это идеалы, которые основываются на религиозных заповедях и священных книгах и являются основой моральных принципов и ценностей, которые человек стремится соблюдать в своей жизни. Пример моральных ценностей:

· добро;

· любовь;

· совесть;

· стыд;

· бескорыстие;

 · ответственность и т.д.

Конечно же, мораль имеет собственные нормы, ведь без них не работает ни одна система. Нормы морали – это то же самое, что нормы поведения человека в обществе. Они формируются из моральных принципов. Сюда можно отнести такие правила:

 · не лги;

· не убивай;

· не завидуй;

· не обижай младших и помогай старшим;

· не предавай и т.д.

То есть это было всё то, чему человека учат с самого детства. Если личность следует этим правилам, то она исполняет моральный долг и приближается к моральному идеалу.

8. «Крепкая семья». Семья – это базовая, фундаментальная ценность. Крепкая семья – плод любви мужчины и женщины. Крепкая семья – союз мужчины и женщины, созданный на основе чувства любви и опыта созидательной деятельности друг для друга, а также воспроизводства, воспитания и обучения детей, их дальнейшей занятости и развития. Возникает семья для обеспечения личного счастья и благополучия человека и выполняет важнейшую роль в воспроизводстве жизни, социализации индивида, его органической связи с обществом. Развитие и укрепление таких важных основ здорового общества, как любовь к родителям и укрепление родственных уз, забота о семейных ценностях и любви к окружающим является должно стать приоритетным направлением для каждого человека. Только в семье, где правят любовь и взаимное уважение, могут сформироваться личности с высокой нравственностью, к которой призывают и традиционные религии России. Поэтому семья и является ячейкой общества, тем строительным материалом, благодаря которому строится успешное общество. Домашняя и семейная среда стала рассматриваться не только как важнейшее условие формирования личности, но и снятия психологических стрессов, нервного напряжения человека (концепция семьи как «психологического убежища»). И надо помнить, что Согласно Священным писаниям, различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых является одной из важнейших целей брака. Именно дети являются украшением любой семьи. Дети приносят нам радость. Родители возлагают большие надежды на своих детей. Это наши будущие помощники и опора в старости. Станут ли они такими - зависит от того, насколько успешно удастся нам воспитать их, сформировать их как личности. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Российская Федерация бережно относится к семейным ценностям. В Статье 38 Конституции Российской Федерации отмечается, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей, а трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

 9. Созидательный труд   Труд – сознательная целенаправленная деятельность человека (людей) по производству (созданию) материальных и духовных благ (вещей, товаров, услуг, произведений науки и искусства), способных удовлетворять определенные человеческие потребности и востребованных людьми. Трудолюбие – добродетель, любовь к труду, желание старательно и добросовестно трудиться во благо себе и ближнему. Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами люди, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. В процессе труда между носителями живого труда возникают трудовые отношения. Их можно рассматривать в двух аспектах: функциональном и социологическом. С религиозной точки зрения, замыслом Божьим предполагалось, что труд, к которому был призван человек, будет ему в радость. Но главное, предусматривалось, что труд будет способствовать раскрытию творческого потенциала людей, служить средством для лучшего раскрытия в них черт образа Божьего. Именно участие в созидательном труде позволяет человеку развивать свои творческие и трудовые навыки, дает ему сознание соединения с творящей силой нашей реальности. Созидание в каком-либо виде – это естественная и необходимая часть жизни. Без созидания тому, кто именует себя человеком, очень сложно быть счастливым. Созидательный труд – это работа во благо людей. Пословицы о труде «Терпение и труд всё перетрут»; «Бог труды любит»; «С молитвой в устах, с работой в руках»; «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»; «Скучен день до вечера, коли делать нечего».  

10. «Приоритет духовного над материальным» Приоритет духовного над материальным выражается в преобладании идей, идеологий в регулировании поведением человека, чем материальное стимулирование этого поведения. Несовпадение идеологии и назначения материального стимулирования приводит к противоположному результату и недостижению целей материального стимулирования поведения. У многих людей слово «духовность» ассоциируется с религией, верой и другими околорелигиозными понятиями. Конечно, у этого термина много трактовок, и некоторые из них непосредственно связаны с религией. Духовность – это степень принятия высших образцов человеческой культуры, моральных и нравственных принципов и общечеловеческих духовных ценностей. Основное проявление духовности заключается в потребности познавать мир, искать своё место в нём и создавать что-то для других. Духовные поиски человека часто выражаются в различных художественных и эстетических формах, таких как литературные произведения, картины, музыка, стихи и прочее. Настоящая духовность всегда направлена на улучшение окружающего мира и его гармонизацию. В некотором смысле можно сказать, что духовность – это и есть то, что делает нас людьми, поэтому её значение невозможно переоценить. Она помогает нам познавать себя и окружающий мир, находить своё призвание и отчётливее видеть жизненные цели. Она создаёт основу для личностной целостности. Духовность в современном понимании – это нацеленность человека на личностный рост и стремление заниматься созидательной деятельностью. Таким образом, уделяя внимание данным аспектам своей жизни, можно поспособствовать её развитию.

11. Ценность «Гуманизм». Социально-философский аспект Гуманизм – это мировоззрение, согласно которому наивысшей ценностью считается человеческая жизнь, и все доступные ресурсы должны использоваться для её сохранения и улучшения её качества. Термин «гуманизм» образован от латинского слова humanitas, которое переводится как «человечность». Основные идеи гуманизма можно сформулировать следующим образом: каждая личность должна иметь возможность развиваться, получать знания и навыки, которые впоследствии сможет направить на принесение пользы себе и обществу; - Каждый человек несёт личную ответственность за свои решения, выборы и поступки; - Являясь социальным существом, человек может создать и привнести в культурный мир что-то новое; - В своих действиях человек должен руководствоваться принципами морали и нравственности, а также сознательностью и здравым смыслом. Гуманизм в русской традиции — это человеколюбие, защита человека и забота о его благе на основе добросердечных отношений, черпающих свое начало в религиозной культуре. Гуманизм, это человечность, сострадание, понимание, не причинение боли другим, будь то люди или животные Гуманизм - это также исторически меняющая система мировозрения, признающая ценность человека, как личности, его право на свободу, развитие и проявление своих способностей, считающее принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми. Гуманным человеком называют, доброго, отзывчивого, чувственного, который откликается на помощь окружающих, не принося им вред. Гуманность, прежде всего, предполагает снисходительное отношение к проступкам окружающих, ведь ни один человек не застрахован от ошибок. Но, неужели, гуманисты, мечтая о гармоничном развитии человека, его духовном и физическом совершенстве, реализации его творческих сил, неужели они желали человеку полного удовлетворения алчности, равенства в гонке престижа, гонке за обладание ложными ценностями? Неужели они желали свободы совести как свободы от совести? Неужели желали свободы как осознанной необходимости, свободы как всеобщего безразличия, ибо свобода каждого от всех обернулась свободой всех от каждого. Гуманизм – это нравственное чувство человека, которое проявляется в привычке поступать по совести по отношению к себе и другим людям. Главным признаком гуманистического мышления является возведение человека для человека в качестве ценности. Гуманное отношение человека к человеку проявляется в том, что человек не причиняет вреда другим людям. Гуманность – это чрезвычайно редкий дар, который надо беречь потому что, имея его, человек действительно становится человеком.

12. «Милосердие» Милосердие - понятие, означающее сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, противоположное равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. В нормативном плане милосердие непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу насилием. В милосердии заключена глубинная установка русской традиции, где милосердие, сострадание, забота о слабых, бедных, больных, несчастных, лишенных благ считались неотъемлемыми сторонами полноценной личности. Само признание этого свойства души высшей ценностью вытекает из нашей культуры, которой глубоко чужды жестокость, мстительность, эгоизм, пренебрежение к нуждающимся и страждущим. Конечно, милосердие - глубоко личное чувство. Но общество, признав его ценностью, показывает, как к нему следует относиться – безмерно уважать его, поощрять и всячески культивировать, превращая в важнейшую ось культуры и воспитания. Милосердие – прямая антитеза эгоизму, который системно воспитывается либералами, и вытекающему из него безразличию к ближним и дальним. Милосердие –добродетель.

 13. Ценность «Справедливость» Справедливость - это основанное на высших законах бытия соотнесение земной жизни человека с окружающим миром и обществом, исходящее из нравственного представления о должном и воздаянии человеку в соответствии с его поступками. Идея справедливости, несомненно, является одной из основных направляющих развития современных общественных отношений. Тем не менее понятие и смысл справедливости как принципа существования стабильного человеческого общества подвержен переосмыслению в связи с современными тенденциями экономики, политики, права и других не менее важных отраслей жизни людей. Справедливость — важнейшая традиционная ценность для народа России. В русском языке слову «справедливость» соответствует слово «правильный, правда, праведность, правосудие, закон», что говорит не только о духовно-нравственной, но и правой природе этой ценности, прямо обращенной к законам данным человеку от Бога. Справедливость определяет местоположение русского человека и русской цивилизации, исторически занимающих место на стороне добра и защиты правды. Философ Платон в своих философских изысканиях пришёл к выводу, что справедливость есть ни что иное как требование, чтобы каждый свободный гражданин занимался тем, что определено ему природой. В идеальном государстве по мнению Платона справедливость является «главной доблестью». Другой известный философ Аристотель называл справедливость «главной общественной добродетелью», отмечал, что она является регулятором общественных отношений, без которого в обществе наступит хаос. Аристотель выделил два типа справедливости: уравнивающую (рестрибутивная) и распределяющую (дистрибутивная). Справедливость является частью социальных, моральных и демократических ценностей, отсюда и важность. Справедливость - это добродетель, которую все люди должны последовательно претворять в жизнь и стремиться как к собственному благу, так и к благу общества. Справедливый человек исполняет закон, доброжелательно относится к людям, не стремится получить выгоду от своих действий, нажиться на несчастье других. Тут стоит уточнить, что понятие «справедливость» можно рассматривать как с юридической точки зрения, так и с моральной. Справедливый человек не поступается принципами, он не руководствуется правилом преимущества силы и богатства. Ему не важны социальные статусы, благосостояние окружающих. Он оценивает их по поступкам, словам и относится соответственно. Справедливый человек должен быть умным, уметь анализировать, делать выводы, строить умозаключения. Иначе справедливость не будет достигнута. Почему люди стремятся к справедливости? Чувство справедливости важно для гармоничных отношений и взаимодействия с другими людьми. Если мы будем выделять людей по их заслугам или иным признакам, то равноправия установить не удастся. Там, где в приоритете власть, богатство, сила, справедливости нет. Равновесие будет нарушено. Выживут только сильнейшие или богатейшие. Остальные люди утратят право на существование.

14. «Коллективизм» Коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение. Эта черта вбирает в себя самые различные уровни социального уклада жизни. Она относится и к организации жизни на земле. Именно солидарность, взаимопомощь, взаимоуважение среди трудящихся возводились всегда  в нравственный идеал. Поэтому коллективизм как приоритет общественной этики оставался неизменным, несмотря на различие формальных идеологий. Суверенная идеология современной России должна не просто учитывать все эти исторические формы, но и создавать новые. Главное - поставить коллективную идентичность выше индивидуальной. Только тогда человек приобретет свое истинное содержание, а его жизнь будет наполненной и осмысленной, так как личность складывается лишь в ходе диалога с другими.

15. «Взаимопомощь и взаимоуважение» Взаимопомощь – привычка человека помогать и поддерживать других людей, казавшихся в опасности, сложной жизненной ситуации. Это врожденное чувство человеческого единства, с помощью которого балансируется чувство внутривидовой агрессии. Взаимоуважение – привычка человека выражать положительное отношение к качествам личности других людей, с которыми он находится во взаимодействии. Формируется в процессе нравственного воспитания и обучения. Закрепляется примерами подражания проявления взаимоуважения со стороны влиятельных субъектов к конкретному человеку. Взаимопомощь и взаимное уважение - это важные принципы, которые отражают идею о том, что каждый человек имеет право на помощь и поддержку со стороны других людей. Эти принципы основаны на идее, что общество должно быть построено на основе справедливости, равенства и солидарности. Взаимопомощь предполагает оказание помощи другим людям в трудных ситуациях. Взаимоуважение же означает уважение к правам и свободам других людей, а также к их культуре, традициям и убеждениям. Эти принципы являются ключевыми для создания гармоничного и справедливого общества, где каждый человек чувствует себя защищенным и уважаемым. Они также способствуют формированию социальных связей и укреплению солидарности между людьми. Взаимопомощь – привычка человека помогать и поддерживать других людей, казавшихся в опасности, сложной жизненной ситуации. Это врожденное чувство человеческого единства, с помощью которого балансируется чувство внутривидовой агрессии. Взаимоуважение – привычка человека выражать положительное отношение к качествам личности других людей, с которыми он находится во взаимодействии. Формируется в процессе нравственного воспитания и обучения. Закрепляется примерами подражания проявления взаимоуважения со стороны влиятельных субъектов к конкретному человеку.

16. «Историческая память и преемственность поколений» Историческая память и преемственность поколений – это два важных аспекта, которые изучает социальная философия, которые связаны с сохранением и передачей знаний и опыта из поколения в поколение. Историческая память – это совокупность знаний о прошлом, которую мы получаем из различных источников, таких как исторические документы, устные традиции, артефакты, и т. д. Она позволяет нам сохранять культурное наследие прошлого и передавать его будущим поколениям. Историческая память является важной частью нашей коллективной идентичности и помогает нам понимать наше место в истории. Историческая память – это особый тип памяти, который основан на переживании человеком прошлого, чувстве сопричастности к истории своего народа, своей страны. Связь с прошлым значительно предопределяет поведение человека. Д.С. Лихачёв говорил, что память – это «преодоление времени, преодоление смерти». Потеря исторической памяти приводит к утрате духовности, к разрушению личности отдельного индивида и целого народа. Преемственность поколений - это нить, которую нельзя разрывать, это связь, которую надо поддерживать. Что означает слово «преемственность»? Это важная связь между прошлым, настоящим и будущим, когда элементы прошлого сохраняются и переносятся в настоящее. С помощью преемственности из поколения в поколение передаются традиции, культурный код, социальные ценности. Значение исторической памяти и преемственности поколений невозможно переоценить: без них не существует нация как таковая. Если общество заинтересовано в сохранении своей идентичности и дальнейшем развитии, то оно должно тщательно оберегать свою историю, не давать ее искажать и подменять. Только лишь в традиционном обществе существуют социальные институты, способные сохранять историческую память и механизмы по передаче опыта нации последующим поколениям. В российском обществе историческая память всегда играла важную роль в формировании идентичности и сохранении традиций. Каждый человек был связан с прошлым своей семьи, своего народа и своей религии. Он знал, кто его предки, как они жили и чем занимались, какие традиции они соблюдали и какие ритуалы и обряды совершали. Это помогало сохранять культурную идентичность и укреплять связи между поколениями. Преемственность поколений также является важным элементом исторической памяти. Каждое новое поколение получало знания и опыт от своих предков, училось у них, перенимало их традиции и обычаи. Это позволяло сохранять и передавать знания и навыки, которые были необходимы для выживания и процветания общества.

17. «Единство народов России» Ценность «Единство народов России», утверждает, что при всем этническом, культурном, языковом и конфессиональном разнообразии народы России составляют органичное целое. И это целое едино и неделимо. Народное единство – основа существования нашего многоконфессионального и многонационального народа Традиционное общество за тысячелетия выработало механизмы сосуществования между народами. Ни одна цивилизация не была этнически гомогенной, а потому проблема создания таких механизмов была актуальной для каждой из них. Потому сосуществование разных народов на одной территории является самостоятельной ценностью. Россия в этом плане и есть цивилизация - ковчег. Её жизнеустройство исходно выстраивалось как соединение всех в братской любви друг к другу: представителей разных народов, разных языковых семей, разных рас, даже разных религий. Причём это не было «плавильным котлом», в котором этносы переплавлялись бы во что-то подобное друг другу, а именно ковчег, где находился отсек для каждого, и идентичность каждого признавалась безусловной ценностью. Симфоническое сосуществование народов в России— эта система жизнеустройства может и должна быть предложена миру как особый российский опыт. В ситуации, когда, с одной стороны, провоцируются цивилизационные войны, с другой, происходит глобализационное стирание традиций и исторической памяти, только модель российского ковчега оказывается выходом так же, как единственным выходом оказалось в своё время строительство ковчега Ноем. Единство народов России - это дружба народов страны, скрепленная общей идеологией, нравственным воспитанием и обучением, государственным и общественным непрерывным контролем уровня профессионального соответствия управленческих кадров, совместным ведением хозяйства и справедливым разделением результатов совместного труда. Общие духовные и нравственные идеалы прочно объединяют наше общество, нашу огромную многонациональную и многоконфессиональную страну. Мы вместе переживали трудности и радости, добивались впечатляющих побед и проходили через тяжелейшие испытания

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Этическая мысль эпохи Средневековья

Этическая мысль Древнего Востока.

Античная этика: Платон, Аристотель и эллинизм