КАТЕГОРИИ ЭТИКИ (лекция для ИБ и СЭ) (после Мораль.... )
Категории
этики
Категории
этики - это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные
элементы морали. Категории этики это то, что образует формальный аппарат
теории, но в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества.
К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование
еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого
общества, социальной группы. При всем разнообразии подходов к определению
системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в
теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло, благо,
справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь. К
категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.
1. Добро
и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и
безнравственное. Добро - категория этики, объединяющая все, имеющее
положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности,
служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу. Со
времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над
миром, надприродные, безличностные. Ф. Гегель писал: «Представления о добре и
зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо
противоречили одно другому»[9]. Платон видел добро
в идее, Аристотель –в знаниях и их применении, Эпикур- в наслаждении и
удовольствии, Диоген – в протесте.
Религиозная
этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро
принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического
закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно.
Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что
это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена
какой-либо дефиницией.
Зло — категория этики, по своему содержанию
противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном,
противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая
абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.
Моральное
зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное
зло имеет место тогда, когда оно — проявление воли определенного лица, группы
лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные
поступки людей. Происхождение зла объясняется по разному. В религиозных учениях
зло - фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал
зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские
просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной
природы. Марксисты связывают зло с антагонистическим устройством общества. Понятия
добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.
С
категорией добра связано и такое понятие, как добродетель
- устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее
моральную ценность. Аристотель – золотая середина. Добродетели противостоит
порок. Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так,
в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с
такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость,
справедливость. Христианская вера в эпоху Средневековья выдвинула три основные
добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога надежду на спасение от зла
жизни, следуя заповедям, и любовь к нему,
ближнему и врагу).
При
всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества
честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и
оцениваются как добродетели. Вот как описан в послесловии к роману Э. М.
Ремарка «Тени в раю (М., 1972. С. 428—429) своеобразные добродетели. «Будь добр
и мужествен; свято выполняй долг человеческого братства и солидарности, не
проходи безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в
ущерб себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к
негодяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не про износи
громких фраз и благородных сентенции; будь равнодушен к богатству, власти,
карьере и другим рычагам личного возвышения, не унижайся и не унижай, блюди честь
и достоинство».
Добродетели
иногда связывают с определенным социальным положением личности. Так, можно
говорить о воинских добродетелях. А. В. Суворов в наставлении И О. Курису
писал. «1. Добродетель, замыкающаяся в честности, которая одна тверда. Она в
сдержании слова, в безлукавствии и осторожности, в безмщении. 2. Солдату —
бодрость, офицеру — храбрость, генералу — мужество». У средневековых рыцарей существовал целый
культ трудных добродетелей, среди которых на первом месте были храбрость и
мужество, необходимые для защиты чести и достоинства. Рыцарь предпочитал скорее
смерть, чем унижение.
2. Справедливость
Справедливость в обществе понимается в различных
аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике
справедливость - категория, означающая такое положение вещей, которое
рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его
неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и
необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло,
практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и
обязанностями, заслугами и их признанием.
Аристотель
впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и
распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты
справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях. Несправедливость
противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и
достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро
и зло распределяются непропорционально.
Справедливость
главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция»
по-латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом,
«представитель справедливости». Справедливость - этическая и правовая
категория. Идея справедливости, требование справедливости пронизывают
законодательство демократического общества. Правовое выражение требования
справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе
применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит:
«Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления
обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе
полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с
соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным
судом». Статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах,
формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по
уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума
процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном притуплении. Требование
справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и
конкретных нормах Конституции РФ. Для профессии юриста справедливость есть
нераздельный нравственный и служебный долг.
Справедливость
считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой
на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть
беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и
«против», а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь. В
юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и
справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности
регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально
соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации
противоположного рода. Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать
справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве
происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в
зависимости от обстоятельств дела (например, смягчить наказание или вовсе
освободить от него). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в
соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.
3. Долг
Долг категория этики, означающая отношение
личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по
отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную
задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных
требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной
ситуации. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача,
долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний,
супружеский, товарищеский и пр.
Успешно
выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда
они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким
чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его
выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями
законов, прав человека, интересов общества и государства. В глазах общества
судья, прокурор, следователь — непреклонный страж законности, которым движет
только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не
поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но
чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и
знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие
твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния. удья,
впервые избранный на должность, приносит присягу (см ст. 8 Закона о статусе
судей в Российской Федерации), в которой торжественно клянется быть
беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.
4. Совесть
Совесть иногда называют другой стороной долга.
Совесть - самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно
личностных регуляторов поведения людей. Совесть - категория этики,
характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль,
внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям
нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и
требовать от себя их выполнения. Совесть - субъективное осознание личностью
своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как
долг и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от
дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность. Люди нередко
апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим,
используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «уснувшая совесть»,
«совестливый человек», «бессовестный», «угрызения совести» и т. п. Роль совести
особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний
контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.
Юрист,
ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере,
затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями,
оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в
сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести,
способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и
поступки могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж
своей профессии и личности.
5. Ответственность
Ответственность — категория этики, характеризующая
личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее
моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемому с позиций
возможностей личности. Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо
учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные
ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать
за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может
ли человек эти последствия предвидеть. Ответственность - обязанность и
необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их
возможные последствия. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно
связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования уголовной
ответственности, принципа личной и виновной ответственности.
6. Достоинство и
честь
Достоинство - категория этики, означающая особое
моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны
общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Сознание
человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля.
Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его
достоинства. Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение
перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает
совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями
нравственности. В то же время достоинство личности требует от других уважения к
ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает
высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении
достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества,
способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав
человека, признание самоценности личности.
Понятие
достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном
отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет
унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он
занимает. Достоинство человека — одна из высших нравственных ценностей.
Честь как категория этики означает моральное
отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества,
окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными
заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности
и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь
ученого, врача, предпринимателя). Честь и достоинство тесно связаны. Однако в
отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь
оценивает людей дифференцированно. Исторически честь в моральном сознании
общества появилась в виде Представлений о родовой и сословной чести,
предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не
унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.
Таковы
были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус
комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой
щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть
честь офицера и дворянина. В России, как и в других европейских странах,
способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами
Петра I еще в 1702 г., дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины
TI 1787 г. и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 г. по существу
узаконил дуэль в армии. (Установленная в армии процедура, предшествовавшая
офицерской дуэли, описана А. И. Куприным в повести «Поединок».) В спорах по
поводу допустимости или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали
на стороне ее противников. Так, известный криминалист Спасович утверждал, что
«обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может
и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом — жизнью —
за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла:
за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться». Честь
обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает
лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он
состоит.
7. Репутация
—
мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на
его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы
складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение
достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не
остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.
Кодекс
чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 г., обязывает судью в любой ситуации
сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что
могло бы причинить ущерб репутации.
Вопросы
к семинарскому занятию
Этическая
мысль XVIII- XIX веков
1. Этика
Канта (конспект работы: или Лекции по этике, или Критика практического суждения или Метафизика
нравственности)
2. Этика
Шопенгауэра
3. Этика
Ницше
Контрольные вопросы к модулю-зачету: ЗНАТЬ!!!!
Категории этики:
ü Добро
и Зло
ü Добродетель
ü Справедливость
в этике и праве
ü Долг,
Честь и Достоинство
ü Ответственность, Совесть и
Репутация
ü И.
Кант: знать определение - категорический
императив, нравственный долг, справедливость
ü Пессимистическая
этика Шопенгауэра (страдание, сострадание)
ü Оптимистическая
этика Ницше («сильному мораль не нужна»,
«мораль рабов и мораль господ»)
Комментарии
Отправить комментарий